?

Log in

No account? Create an account
Заголовочек - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Заголовочек [Jan. 18th, 2011|09:58 pm]
Книга бревна
[dow |11837.93]

Предаюсь тут чтению (скорее смотрению - там в основном картинки) журнала "Лайф" 30-х годов. Реклама, которая сегодня выедает весь мозг, в винтажном исполнении совершенно незаменимая штука - передаёт Zeitgeist как ничто другое.

Но это я отвлёкся. Про заголовочек - в номере от 28 июня 1937 года идёт небольшой фоторепортаж о советской военной академии им.Фрунзе. Под шапкой:

Russians train new generals as fast as they kill old ones.
Русские готовят новых генералов с той же скоростью, что убивают старых
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: agasfer
2011-01-19 04:22 am (UTC)
В остроумии американцам не откажешь:

-Это старый глобус, на нем еще Советский Союз не распался.
-Что? Советский Союз распался?!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sapojnik
2011-01-19 05:11 am (UTC)

Да, класс!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: simply_igor
2011-01-19 05:15 am (UTC)
Тем не менее следует вывод, что военные умы РККА гораздо круче, чем во времена царской России...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: claire_1973
2011-01-19 05:50 am (UTC)
Написание заголовков - отдельная и хорошо оплачиваемая специальность. Хотя, как мне кажется, готовили всё же быстрее, но с дефицитом так и не успели справиться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2011-01-19 11:44 am (UTC)
Где как. В "Коммерсанте" наверное, да, специальность. А, скажем, в "Правде" советских времён - вряд ли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: claire_1973
2011-01-19 01:31 pm (UTC)
Имелся в виду данный конкретный случай - коротко, ёмко и броско. А та "Правда" или нынешняя "Российская газета" не тем живут, постоянные читатели не только не оценят, но и обидеться могут.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: electrician
2011-01-24 02:38 pm (UTC)
Об этом писал Пикассо, кажется в конце 20-х, что в США статьи и заголовки пишут разные люди. Статьи американских журналистов, по его словам, много серьёзней и интересней европейских, но при этом снабжены хлёсткими уличными заголовками. Если журналист пишет о теории относительности, то заголовок ему сочинят в стиле "Энштейн швырнул стрикашку Ньютона на обе лопатки".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2011-01-20 04:50 am (UTC)
Насчёт "готовили быстрее", тут 1937 год тоже сильно ударил.

Академия им.Фрунзе готовила генералов совсем уж далёкого будущего, а вот интереснее взглянуть на Академию Генштаба - заведение уникальное (как грицца не имеющее зарубежных аналогов) и как раз таки готовившее элиту высшего комсостава. В числе первого набора (1936 год) будущие начгенштаба - Василевский и Антонов, будущие комфронтами - Ватутин, Баграмян, Говоров, Курочкин, будущие начштафронта, командармы и т.п.

Так вот в 1937 и её подрубили под корень.

Первый набор были вынуждены наполовину выпустить досрочно, преподавательский состав пошёл под нож. Вновь назначенные преподаватели были значительно тусклее, и следующие наборы уже такого созвездия талантов не выпускали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: claire_1973
2011-01-20 08:49 am (UTC)
Для выпуска созвездия талантов, как мне кажется, нужно ещё, чтобы было, из кого выбирать. Кроме того, репрессии сильно затронули разработчиков советской военной теории, в том числе и многих грамотных и известных преподавателей. При сокращении возможности для дискуссий и стремления, как и во всей стране, к единственно верному подходу к военной науке результаты были соответствующие. Отрицание (зачастую - просто незнание) зарубежных достижений и новых веяний приводило к некоторому преувеличению значения опыта гражданской войны, чему не в последнюю очередь способствовал личный опыт руководителей страны и наркомата обороны. ИМХО.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2011-01-20 02:34 pm (UTC)
"Отрицание (зачастую - просто незнание) зарубежных достижений и новых веяний..." - Изданное и переведённое после 37-го года:

http://militera.lib.ru/h/korsun_ng6/index.html

http://militera.lib.ru/h/tatarchenko_e/index.html

http://militera.lib.ru/h/shtal/index.html

http://militera.lib.ru/docs/da/winterwar/index.html

Этот, переведён на русский в 1938-ом
http://militera.lib.ru/science/eismannberger/index.html

Ещё переведённого (после 37-го) иностранного опыта целое "море" тут:
http://www.infanata.com/society/history/1146133289-zeebryuggskaya-operaciya-1939.html


Те, кто проиграл борьбу за власть и оказался репрессированным (Тухачевский и его группа) имели тот же опыт Гражданской войны, что и Будёный.

Польская военная элита и элита Франции не имели опыта советских репрессий, но, при встрече с Германской военной машиной, ей проиграли.
В принципе, то же самое и у англичан, учитывая, де-факто, уничтожение их бронетанковых войск в 1940-ом году.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: claire_1973
2011-01-20 04:17 pm (UTC)
О реальной "доступности" и "востребованности" полученных и переведённых материалов много говрили на совещании по итогам Зимней войны.
http://www.rkka.ru/docs/zimn/title.htm

17 апреля особенно эмоционально высказались Шапошников и Сталин.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2011-01-22 06:40 pm (UTC)
Замечательно! - Ну вот видите, - они знали свои слабые стороны.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zhuravelle
2011-01-23 11:01 am (UTC)
Тут скорее редакционная школа с традициями заказа иллюстраций и придумыванием подписей к карикатурам, нежели искусство "крикливости заголовков". "Weekly news"-Life с упором на фотожурнализм до 1936 позиционировался как "a general-interest light entertainment magazine, heavy on illustrations, jokes and social commentary" — и на примере 37 мы вероятно наблюдаем переходный период. Если дальше листать — с началом холодной войны все серьезней.

Сравнивать лучше не с Правдой, а хотя бы с Крокодилом и Огоньком. А в Советской России начиная с 20-х с изданиями (заголовки-подписи) сотрудничали специальные и талантливые люди: "уж если Одесса — Одесса-мама, то Нью-Йорк — Одесса-отец" ©. Их отношение к "степени готовности" союзных генералов в 1942 зафиксировано популярным рисунком "к вопросу об открытии 2 фронта в Европе".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2011-01-23 02:42 pm (UTC)
>зафиксировано популярным рисунком "к вопросу об открытии 2 фронта в Европе".

Всегда говорил, что Ефимов - это "наш советский" Лоу. Здесь он даже полковника Блимпа собезьянничал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zhuravelle
2011-01-23 03:59 pm (UTC)
Ну, они же активно переписывались; Лоу помогал с публикацией в Англии. Обезьянничал, думаю, абсолютно целенаправленно, и не только у него.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: claire_1973
2011-01-23 03:39 pm (UTC)
Кроме креативных возможностей создателя текста нужно ещё учитывать особенности редакторского восприятия и влияние установок Главлита. Боюсь, у американцев солидное преимущество ещё перед стартом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zhuravelle
2011-01-23 04:46 pm (UTC)
С преимуществом — зависит еще от того что бичевать и с какой стороны посмотреть. Конечно изоляция и цензура в СССР заставляла заграничных коллег высасывать из пальца сочинять немало интересного о нас, в то время как местные товарищи в качестве исходника всегда могли воспользоваться трудами свободной прессы.

Вот к примеру, если о текстах, из "Комсомолки" (про Корейскую войну) можно было узнать, что в США "ловлей дезертиров занимается огромный аппарат американского гестапо - Федерального бюро расследований". И всякие вкусные подробности:
Одна из провинциальных газет - "Таймс", выходящая в г. Луисвилле (штат Кентукки), опубликовала целую серию статей журналиста Харвуда, специально занимавшегося исследованием вопроса [...] "Два месяца назад, - пишет Харвуд. - по крайней мере семьсот солдат и моряков скрывались в городах, на фермах и в поселках штата Кентукки. Некоторые из них дезертировали много лет назад. Часть живет подобно животным, в пещерах и заброшенных угольных шахтах..."
Правда, почему-то к "официальным, бесспорно заниженным данным" на середину января-53 (тот же Life — 46.000) сразу прибавили 3000, но и без того картины впечатляют.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: claire_1973
2011-01-24 10:27 am (UTC)
Спасибо за интересные подробности. Что же там у них там творилось! И представить невозможно, хотя что-то смутно напоминает...

"Фактически число уклоняющихся от военной службы в США значительно выше официальных данных. Многие призывники под разными предлогами добиваются отсрочки или освобождения от военной службы. Американская печать очень часто сообщает о случаях симуляции призывников в медицинских комиссиях, о фактах подкупа призывниками и их родителями врачей - членов таких комиссий.
Американские солдаты нередко пускаются на преступления со специальной целью: угодить в тюрьму и увильнуть таким путем от военной службы. Как видно, многие американские солдаты тюрьму предпочитают армии. Именно поэтому командованию американской армии недавно пришлось издать приказ, чтобы впредь дезертиров отправляли не в тюрьму, а в действующие части в Корею".

"Что стало с американской молодежью? - в полной растерянности вопрошает Хэнсон Болдуин. - Что произошло с вооруженными силами? Стали ли мы неженками?"
Ответить на эти "проклятые" вопросы не так уж трудно. Сам Болдуин признает в другой статье: "Нет никакого серьезного стимула для поступления на военную службу. Многие из молодежи равнодушны к корейской войне".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2011-01-31 03:22 pm (UTC)
о! спасибо за проведённую "параллель".
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-01-19 09:04 pm (UTC)
просмотри 4 сентября 1950
"what makes russians patriotic".
Написанно антропологом кстати (по совместительству морским атташе в России).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2011-01-19 11:03 pm (UTC)
интересная статья между нижним бельём и туфлями.
Да-а, хорошо они нас изучали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2011-01-19 11:11 pm (UTC)
Да, старинная реклама интересна, - она всё ещё рекламирует товар. Ещё нет игры на эмоционально-моральном шоке или гипертрофированного применения сексуальности.


По фразе. А что? Всё верно. Они умеют и любят говорить ярко с обезоруживающей парадоксальностью.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: scholar_vit
2011-01-20 03:03 am (UTC)
Насчет рекламы - есть байка, не знаю, насколько достоверная. Говорят, что во время WWII в войска доставляли родные газеты и журналы - чтобы меньше по дому скучали. Ну, и какому-то умнику в почтовом ведомстве пришло в голову попросить издателей делать спецвыпуски без рекламы - дескать, солдатам она все равно не нужна (что они будут покупать?), а возить легче. Те согласились, но солдаты запротестовали: без рекламы это все было "не таким".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2011-01-20 03:25 am (UTC)
Солдат можно понять. Самые красивые девушки во всём журнале обычно на рекламе :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2011-01-20 01:57 pm (UTC)
верно, поэтому и культура pin-up girls тогда расцвела (Варгаса и прочих). Именно как суррогат-заменитель "дома". В какой-то мере.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: malejandro
2011-02-20 05:53 pm (UTC)
Здравствуйте, Игорь.

Хотел узнать, можно ли в своём журнале разместить вот этот ваш очерк - http://journal.kurtukov.name/?p=23#more-23 с указанием вашего авторства и ссылкой на блог?

Очень понравилась краткое и ёмкое изложение темы, которая пересекается с той, что последние несколько месяцев интересует меня - механизация американской кавалерии, личности, участвовавшие в процессе и связанные с ним трудности.

С уважением, Александр.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2011-02-20 06:16 pm (UTC)
Да, конечно. Распространение только приветствуется.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: malejandro
2011-02-20 06:21 pm (UTC)
Благодарю.
(Reply) (Parent) (Thread)