?

Log in

No account? Create an account
Вопрос 23 - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Вопрос 23 [May. 7th, 2011|11:35 pm]
Книга бревна
[Tags|]
[dow |12638.74]

Предыдущая часть

Вопрос 22 я пропускаю. Фраза "наступление начать 12.6" для меня полнейшая загадка - сколько-нибудь убедительных версий её интерпретации я не встречал (ну и мне самому в голову не приходит). Поэтому переходим к вопросу 23.

В составе Вооруженных Сил СССР был (с 1932 г.) Особый корпус железнодорожных войск. Как сказано в 4-томной монографии "Железнодорожные войска России" под ред. генерал-полковника Г.И.Когатько (М., 2001-2002), "корпус предназначался для выполнения крупных строительных работ на железнодорожном транспорте… В 1939–1941 годах части корпуса принимали участие в реконструкции железнодорожных линий в Западной Украине и Западной Белоруссии". Корпус постоянно содержался по штатам военного времени. Накануне войны численность личного состава Особого корпуса (68 тыс. человек) вдвое превышала численность (29 тыс. человек) всех прочих частей и соединений Железнодорожных войск.

Весной 41-го Особый корпус пришел в движение. "В марте 1941 года 71-й отдельный строительно-путевой железнодорожный батальон вошел в состав 4-й отдельной железнодорожной бригады и вместе с другими частями и соединениями Особого корпуса железнодорожных войск был передислоцирован к западным границам СССР... Передислокация частей Особого корпуса велась организованно и скрыто. Меры маскировки применялись на протяжении всего пути следования. Никто не знал, куда держит путь наш эшелон..." Так пишет в своих мемуарах начальник железнодорожных войск Советской Армии генерал-полковник А. М. Крюков.

Для какой цели весной 1941 года советское командование сосредотачивало (да еще и с такой секретностью!) дорожно-строительные войска у западных границ СССР? Чем, кроме подготовки к перешивке в ходе наступления на Запад узкой европейской колеи на широкий российский стандарт (именно этим и занимался Особый корпус во время "освободительного похода" в Польшу в сентябре 1939 г.), можно это объяснить?


Традиционно начнём с того места, где Марк Семёныч просто соврал. Соврал он в последних скобках, в утверждении, что во время похода РККА в Польшу Особый железнодорожный корпус занимался перешивкой железнодорожной колеи с европейского на советский стандарт.

Если в упомянутой книжке "Железнодорожные войска России" прочитать немножко больше одной фразы, то можно узнать, что Особый железнодорожный корпус был в 1934 году в полном составе сосредоточен на Дальнем востоке, где с 1934 по 1941 год "выполнял крупные строительные работы", в т.ч. работал на строительстве первого БАМа. И только в марте 1941 три из пяти бригад корпуса (1, 4 и 5) и корпусное управление были переброшены на Запад. На Дальнем востоке продолжали работать 3 и 7 бригады.

На странице 375 второго тома этой книги можно прочитать, кто же выполнял работы по перешивке ж.д. колеи во время Польского похода - это были 3-й и 5-й железнодорожные полки Белорусского фронта и 2-й железнодорожный полк Украинского фронта. В Особый железнодорожный корпус эти полки не входили.

А как же с цитатой которую приводит Солонин: "в 1939–1941 годах части корпуса принимали участие в реконструкции железнодорожных линий в Западной Украине и Западной Белоруссии"? Трудно сказать. Я допускаю, что какие-то части Особого корпуса были откомандированы в европейскую часть, хотя с ходу мне таких обнаружить не удалось. Но в цитате нигде не говориться о перешивке колеи. Реконструкция - широкое понятие. Она может включать в себя укладку второго пути на однопутных дорогах, укладку тяжёлых рельс вместо лёгких и т.п. Откуда Марк Семёныч взял именно "перешивку"? Бог весть.

Теперь попробуем ответить на вопрос - для какой цели в марте 1941 года на запад перебрасывались три бригады Особого корпуса.

В 1939-40 гг. к СССР были присоединены обширные территории. Состояние ж.д. сети на них оставляло желать лучшего. Если пропускная способность ж.д. со стороны СССР к старой границе была в 2-2,5 раза выше, чем со стороны Польши, то на новой границе ситуация сложилась обратная. Немцы могли со своей стороны подавать к границе в 2-3 раза больше поездов, что давало им преимущество в скорости развёртывания.

12 июля 1940 года Ворошилов докладывал Политбюро:
Проведение мероприятий в 1940 г. по усилению железнодорожной сети Запада значительно улучшит состояние сети, но далеко не устранит имеющиеся неувязки в мобилизационной подготовленности железных дорог ... Если подводящие участки к бывшей границе дают 678 пар поездов в сутки, то пропускная способность участков западных областей Белоруссии и Украины составляет в сумме только 245 пар поездов ...
и выдвинул ряд предложений по развитию ж.д. сети во вновь присоединённых районах в 1940-41 гг. В приложениях давался список участков ж.д. требующих укладки второго пути, требующих увеличения пропускной способности, постройки новых выгрузочнух платформ и т.д.

К январю 1941 выяснилось, что НКПС не очень хорошо спраявляется с заданием по развитию сети. В докладе Берия Сталину, Молотову и Кагановичу от 17 января 1941 г. указывалось, что на многих ж.д. участках Западной Украины выполнение заданий составляет от 3% до 18%. Вероятно, было решено усилить гражданское ведомство строителями с военной дисциплиной.

Вот что пишет по этому поводу цитируемый Солониным Крюков (в то время командовавший батальоном в 4-й бигаде):
В связи с нараставшей угрозой вооруженного нападения фашистской Германии ЦК партии и Советское правительство в начале 1941 года приняли ряд мер по усилению оборонной мощи страны, и в том числе по ускорению строительства железных дорог. Строительство новых железнодорожных линий Оранчицы — Беловежа — Бельск, Тимковичи — Барановичи, Киверцы — Луцк — Войница, Вапнярка — Ямполь — Могилев-Подольский было возложено на железнодорожные войска.

Особый корпус железнодорожных войск в составе 1, 4 и 5-й железнодорожных бригад был переброшен с Дальнего Востока на Львовскую, Козельскую и Винницкую железные дороги с задачей вести работы по развитию и усилению линий: Проскуров — Ярмолинцы — Копычинцы — Белобожница, Новоград-Волынский — Шепетовка — Лановцы — Тернополь — Потуторы — Ходоров и Львовского железнодорожного узла.
Ему вторит командир 5-й бригады Кабанов:
В один из первых мартовских дней 1941 года я получил приказ командира корпуса: бригаде передислоцироваться на Львовскую железную дорогу. Приступить там к строительству вторых путей на участке Лановцы — Тернополь — Березовица — Остров — Потуторы — Ходоров. Протяжение участка примерно 200 километров. Штабу было приказано разместиться в городе Збараж
Суммируя:

1) перешивка колеи для Особого железнодорожного корпуса - это overkill. Как возить пассажиров на карьерном самосвале. Можно, конечно, но есть ему и более эффективное применение.

2) переброска трёх бригад Особого корпуса на запад связана с проектом развития железнодорожной сети во вновь присоединённых районах, призванным выравнять их пропускную способность с германской (планировали к концу 1941 выйти на более чем 800 пар поездов в сутки).
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: sirjones
2011-05-08 05:27 am (UTC)
Вот ответ из советского официального источника:
"Несмотря на сравнительно густую сеть западных районов, железнодорожные линии Украины, Белоруссии, Прибалтики отличались низкой пропускной способностью.
Железнодорожные станции пограничной зоны не были приспособлены для массовой выгрузки войск. И хотя правительство СССР непосредственно перед войной усиливало оборону западных границ, и в этих районах развернулось транспортное строительство, увеличить пропускную способность железных дорог удалось в незначительных размерах".

"Советская экономика в период Великой Отечественной войны". М, Наука, 1970.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sirjones
2011-05-08 06:06 am (UTC)
Да, и придется побыть немного Капитаном Очевидность, чтобы заметить, что перешивка колеи - это даже не overkill. Это отказ на длительное время от эксплуатации железных дорог вообще. При том, что существует возможность замены на узловых приграничных станциях колесных пар и захвата вражеского подвижного состава в огромных количествах, как делали немцы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: paul_atrydes
2011-05-08 06:17 am (UTC)
Тем не менее перешивкой колеи немцы занимались весьма активно.

Вот, к примеру, из Гальдера от 3.08.41

"Положение с боеприпасами улучшилось также и в войсках группы армий «Север», где железнодорожная колея перешита на немецкий эталон{425} до Пскова".

11.08

"Прибытие эшелонов: (В группу армий «Юг») ежедневно прибывает 21 эшелон. В полосу группы армий «Центр» ежедневно прибывает только 13 эшелонов. Причиной этого является перешивка железнодорожной колеи и выход из строя части подвижного состава".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: glavsnab
2011-05-08 08:57 am (UTC)
>Традиционно начнём с того места, где Марк Семёныч просто соврал.
Что он делает традиционно.
>Если в упомянутой книжке "Железнодорожные войска России" прочитать >немножко больше одной фразы
Это не про Солонина. Его "творческий метод" как раз и состоит в том, чтобы выдрать из контекста что-нибудь, подходящее к его измышлениям.
Подобно тому, как из утверждения "2+2=4" убрать плюс и вторую двойку, получив "2=4". Что и требовалось "доказать".
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2011-05-08 10:25 am (UTC)
Соврал-то как раз fat-yankey.
Он тоже - "традиционно" али как?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _quetzalcoatl_
2011-05-08 09:03 am (UTC)
Странная у вас аргументация «вранья Солонина».
Солонин пишет, что в 1939 году ОКЖВ занимался перешивкой ж/д на территории б.Польши. В подтверждение приводит цитату из монографии "Железнодорожные войска России": «В 1939–1941 годах части корпуса принимали участие в реконструкции железнодорожных линий в Западной Украине и Западной Белоруссии».

Собственно эту цитату вы и не опровергаете, наоборот, допускаете, что «какие-то части Особого корпуса были откомандированы в европейскую часть, хотя с ходу мне таких обнаружить не удалось».
Далее вы пишите, что «в цитате нигде не говорится о перешивке колеи. Реконструкция - широкое понятие. Она может включать в себя укладку второго пути на однопутных дорогах, укладку тяжёлых рельс вместо лёгких и т.п. Откуда Марк Семёныч взял именно "перешивку"? Бог весть».
Действительно, реконструкция-понятие широкое, и включает в себя, помимо перешивки , в т.ч. работы перечисленные вами. Однако вы в подтверждение своей гипотезы не приводите - какие работы по реконструкции ж.д.были проведены в 1939-1940 годах.
В мемумарах Кабанова есть такой абзац: «В ответ нарком заметил, что в 1940 году по заданию ЦК ВКП(б) Наркомат путей сообщения разработал семилетний план технической реконструкции западных железных дорог. Однако пока ничего серьезного не сделано, кроме перешивки колеи и элементарных работ по приспособлению железнодорожных сооружений под погрузку и выгрузку массы войск и вооружения». http://militera.lib.ru/memo/russian/kabanov_pa/03.html

То есть, судя по словам Кабанова, никаких «укладок второго пути на однопутных дорогах, укладку тяжёлых рельс вместо лёгких и т.п» не проводилось. Следовательно ваши предположения о видах работ по реконструкции ж/д беспочвенны.

И что в итоге мы имеем:
-цитату об участии отдельных частей ОКЖВ в реконструкции ж/д на территории Западной Украины и Белоруссии, на основании которой Солонин выдвигает свою гипотезу (цитата вами поставлена под сомнение, но доказательств её лживости вами не приведены),
-свидетельские показания Кабанова о видах работ произведенных в 1939-1940 годах, которые ограничились "перешивкой ж/д и элементарной работ по приспособлению железнодорожных сооружений под погрузку и выгрузку массы войск и вооружения".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2011-05-08 01:40 pm (UTC)
Читаем текст:

На странице 375 второго тома этой книги можно прочитать, кто же выполнял работы по перешивке ж.д. колеи во время Польского похода - это были 3-й и 5-й железнодорожные полки Белорусского фронта и 2-й железнодорожный полк Украинского фронта. В Особый железнодорожный корпус эти полки не входили.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: valery_brest_by
2011-05-08 04:49 pm (UTC)
Быть может, у Вас есть мнение о планах строительства ТЭЦ в Беларуси на польском угле, что предполагает иную жд колею внутрь СНГ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: slon_76
2011-05-17 08:19 am (UTC)

А продолжение-то будет?

Или нет?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2011-05-19 01:56 pm (UTC)

Re: А продолжение-то будет?

Будет, но позже. Сейчас сильно занят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shevalex
2011-05-27 09:54 pm (UTC)
Вы сравнили книги Богданыча с опусами Донцовой и ошибочно полагали, что массовое - хуйня, которую не читают "элитные" особи. Книга Айн Рэнд, название которой вы так и не удосужились найти в интернете ибо ФГМ, заняла второе место по популярности следом за библией в США. Это доказывает то, что "элита" никогда не сможет поднять свои тиражи до уровня Суворова и уж тем более до уровня Айн Рэнд. Ни "историку" Штирлицу [по кличке Исаев], ни другим красным спецам по пропаганде.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mbinder
2011-06-21 09:05 pm (UTC)
Читать сочинения ушибленной на всю голову бабушки? Это да, сильно демократично!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: katynfiles_com
2011-06-13 10:29 pm (UTC)

offtopic: Вяземлаг

(Reply) (Thread)
From: askerrr
2011-07-07 03:00 pm (UTC)

Слабенько.

Реально споймали Солонина на том, что он недостаточно критически относится к источнику, не проверяет по другим источникам, но кричите "СОВРАЛ!". Некрасиво и неконструктивно. В стиле Исаева & Со.

>>Суммируя:

1) перешивка колеи для Особого железнодорожного корпуса - это overkill. Как возить пассажиров на карьерном самосвале. Можно, конечно, но есть ему и более эффективное применение.>>

Не приходилось бывать на советском карьере? Открою страшную тайну - там карьерный самосввал - ЕДИНСТВЕННЫЙ вид доступного транспорта. В том числе и для пассажиров. Автобусы там не ходят, а расстояния приличные. Да и опасно пешком ходить по узким и крутым подъемам. Тот же самосвал собьет и не заметит. Так что, например, экскаваторщик к месту работы, лаборант для взятия проб, начальник, чтоб осмотреть хозяйство - все прыгают на самосвал и едут. Ну иногда на погрузчик можно. А если надо куда бригаду рабочих доставить - тех в кузов.

Суммируя:
1.Перевозка пассажиров - не единственная задача самосвала на карьере. И не главная. Но и ее он решает. Больше некому.
2.Перешивка колеи - не единственная задача железнодорожных войск на ТВД. И не главная. Но и ее они решают. Больше некому.

>>2) переброска трёх бригад Особого корпуса на запад связана с проектом развития железнодорожной сети во вновь присоединённых районах, призванным выравнять их пропускную способность с германской (планировали к концу 1941 выйти на более чем 800 пар поездов в сутки).>>

В принципе вы Солонину здесь не противоречите, а дополняете его. Он говорит, что перебрасывали, что бы в случае наступления быстро перешивать колею. Вы уточняете, что ДО начала военных действий они еще и развивают ж.д.сети ТВД. Ну да. Не сидеть же им без дела - сопьются. Но в случае начала войны - они и перешивкой займутся.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2011-07-08 01:31 am (UTC)
> 2.Перешивка колеи - не единственная задача железнодорожных войск на ТВД. И не главная. Но и ее они решают. Больше некому.

Вы невнимательно прочитали текст. Было кому решать задачу перешивки и кроме ж.д. корпуса. В тексте перечислены части ж.д. войск занимавшиеся перешивкой во время польского похода. Они в особый корпус не входили.

> Он говорит, что перебрасывали, что бы в случае наступления быстро перешивать колею

Говорит. Но говорит голословно. Ничем свои слова не подтверждая.

> Вы уточняете, что ДО начала военных действий они еще и развивают ж.д.сети ТВД. Ну да. Не сидеть же им без дела - сопьются

Хотелось бы отметить, что особый корпус был создан в первую очередь для выполнения работ мирного времени. Т.е. для управления и организации железнодорожного строительства в районах со слабо развитой ж.д. сетью. Уже в январе 1942 года корпус расформировали, управление корпуса обратили на формирование Управления железнодорожных войск в составе ГУВВР (Главного управления военно-восстановительных работ) НКПС. Бригады входившие в его состав передали в непосредственное подчинение НКПС. Отдельная бригада - более подходящая организационная форма в военное время.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand