?

Log in

Танковые армии и танковые группы - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Танковые армии и танковые группы [Jul. 5th, 2013|11:28 pm]
Книга бревна
[dow |15135.84]

Как известно, немцы вторглись в СССР имея четыре танковые группы. В августе сформировали ещё одну в Африке. В октябре 1941 две из них (1-ю и 2-ю) переименовали в танковые армии. В январе 1942 та же судьба постигла три оставшиеся. За интересным исключением Panzergruppe West в 1944, больше танковых групп в Вермахте не создавали.

В чём же разница между танковыми армиями и танковыми группами? Несколько огрубляя, можно сказать: в том, что танковая группа не имела своей полосы. Танковая группа это дальнейшее развитие идеи танкового корпуса, по сути танковый корпус-переросток. В идеале, группа объединяла исключительно подвижные войска (два-три моторизованных корпуса, три-пять танковых две-четыре моторизованых дивизии), хотя на практике ей могли на время выполнения задачи подчинять пехоту. Группа выполняла работу подвижного эшелона для полевой армии, в полосе которой она действовала: взламывала оборону и быстрым продвижением вглубь препятствовала созданию противником сплошного фронта. Вслед за ней, вторым эшелоном двигалась пехота и "тяжкой поступью своею" закрепляла успех танков. Если танки можно тут уподобить острию копья, то следующая за ними пехота образовывала древко, без которого и копьё не копьё.

Ту же работу в принципе мог выполнять и танковый корпус, или даже дивизия, но с заметно меньшим эффектом. Поэтому, начиная с 1940 года, армии наносящие главный удар получали своим подвижным эшелоном танковую группу, а корпус или дивизия доставались армиям на направлениях вспомогательных ударов.

Штаб танковой группы должен был двигаться вместе с подвижным эшелоном, координировать и обеспечивать действия своих корпусов. Всё в рамках типичной для немецких танковых войск концепции выдвинутого в войска управления. Понятно, что штаб полевой армии, остававшийся заметно глубже в тылу имел заметно меньше информации и не мог успевать оперативно реагировать на ситуацию на передовой. То есть штаб танковой группы был, как и штаб корпуса, органом прежде всего оперативного управления. Тыловое обеспечение действий группы оставалось в руках штаба армии.

Вобщем, танковая группа - истинная машина блицкрига. На восточном фронте, однако, машинка сломалась.

Блицкриг, он как велосипед - чтобы не упасть, нужно всё время быстро ехать. Ну, или прислонить на время к стеночке. В Франции удалось второе. Кампанию на Западе разбили на две операции - "Гельб" и "Рот". Между ними взяли оперативную паузу. В ходе "Гельба" по Сомме и Эне пехотные дивизии выстроили фронт, послуживший этой стеночкой. За ней немцы неспешно завершили ликвидацию дюнкеркского мешка, перегруппировались, сосредоточили свои танковые группы, дали французам подтянуть резервы из глубины на фронт, и со второго удара добили.

В России, когда танковые дивизии в конце первой недели наступления замкнули кольцо под Минском, пехотные отстали безнадёжно, занятые ликвидацией первого котла, под Белостоком-Волковыском. При этом, даже такой глубокий охват (300 км) не решил проблемы уничтожения Красной армии. Воинские эшелоны с востока прибывали в Смоленск, Оршу, Витебск сплошным потоком. Нужно было создавать внешний фронт окружения, и кроме танковых и моторизованных дивизий делать это было некому. 3-4 июля немецкие танки вышли к Двине и Днепру, и велосипед по сути остановился. К 8 июля в основном завершилась ликвидация Минского котла, но освободившиеся пехотные дивизии 2 армии были в 150 километрах позади танков Гудериана. У Гота было чуть получше - севернее Полоцка пехота XXIII корпуса начала сменять его танки. Фактически неделю, до начала битвы за Смоленск немецкие танки сидели в обороне или имели незначительное продвижение, дав Красной армии образовать сплошной фронт.

Однако, концентрация войск Красной армии на западном направлении становилась всё опаснее. Угрозу нужно было немедлено парировать. Пришлось бить преждевременно. Удар на Смоленск немцы вынуждены были проводить в пол-силы, одними танками: другая "половина силы" (пехота) всё ещё пылила пешим ходом по белорусским дорогам, пытаясь наверстать отставание. В начале Смоленского сражения немцам удалось создать два котла (под Могилёвом и под Смоленском), но задачу сокрушения фронта противника решить не удалось - танки было скованы на внутреннем фронте окружения, чем воспользовалось советское командование, перебросив на Западное направление всё что только можно. В итоге продвижение немцев было остановлено уже по сути 23 июля. Новый фронт вырос всего в 50 километрах восточнее Смоленска. Обе танковые группы были задействованы в оборонительных боях на внешнем фронте окружения; при этом к концу июля 2 танковая группа Гудериана получила собственную полосу и прилагающиеся к ней пехотные дивизии, превратившись на некоторое время по сути (хотя пока ещё не по названию) в то, что позденее назовут "танковая армия". Пока же группу перименовали в Armeegruppe Guderian.

Во второй половине августа, к началу наступления на Киев, группа Гудериана передала 4 армии все свои пехотные дивизии (вместе с участками фронта), вернувшись к чисто мото-механизированному составу и старому имени (2 танковая группа). Однако, по прежнему действовала в собственной полосе. Если Клейсту во Франции в 1940 году оборону на левом фланге выстраивали пехотные дивизии, то Гудериан вынужден был поставить две танковые и моторизованную дивизии, чтобы сдерживать настиск Брянского фронта (не могу не отметить всё таки разительную разницу в качестве армий - Ерёменко пытался разбить "подлеца Гудериана" с 12 стрелковыми, двумя танковыми и тремя кавалерийскими дивизиями в составе 3, 13 армий и группы Ермакова; немцам удавалось отбиваться от него с тремя), что было конечно неэффективным использованием подвижных войск. При действиях в выделенной полосе танковая группа должна была усиливаться пехотой. 5 октября 2 танковую группу преобразовали в танковую армию. Тем же приказом в танковую армию быля преобразована 1 танковая группа находившаяся в сходной ситуации.

Последний раз "классические" танковые группы были использованы во время битвы за Москву. Перед наступлением 3 и 4 танковые группы развернули в полосах соответственно 9 и 4 армий. Окончилось всё примерно как под Смоленском. Хотя противостоящие немцам войска Западного и Резервного фронтов были в основной своей массе окружены и уничтожены, развить наступление не удалось. Часть танковых дивизий опять пришлось использовать на внутреннем фронте окружения. У русских нашлось достаточно резервов, чтобы затормозить продвижение свободных немецких танков к Москве, чтобы создать давление на северный фланг немцев со стороны Калинина и вынудить их развернуть туда 3 танковую группу, чтобы в конце концов образовать новый сплошной фронт.

В декабре началось русское контрнаступление, в ходе которого танковые группы использовались как обычные полевые армии, обороняя каждая свою полосу. В январе 1942 года 3 и 4 танковые группы были преобразованы в танковые армии.

Танковая армия у немцев была обычной полевой армией, но сперва с повышенным содержанием танков. Впрочем, слово "танковая" в названии немецкой армии ни к чему не обязывало. Полосы армий были довольно стабильны, а оперативная обстановка постоянно менялась. И если в полосе танковой не предполагалось никакой движухи, танки у неё забирали, отдавая соседям. Например, перед Курской битвой в 3 танковой армии была всего одна танковая дивизия, а в 9 полевой армии - четыре. Или вот после Курска управление 2 танковой армии перебрасывают на Балканы, управлять борьбой с югославскими партизанами, Никаких танковых операций там не предполагалось.

Переименование танковых групп в танковые армии можно считать условным рубежом осознания немцами факта провала блицкрига на восточном фронте. "Машины блицкрига" стали не нужны.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: otrubon
2013-07-06 05:19 am (UTC)
интересно
а об этом мнении слышали?

"Осенью 1941 г. танковые группы были признаны «первыми среди равных» и переименованы в танковые армии, что избавило их от моральной подчиненности пехотинцам."

Edited at 2013-07-06 05:20 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-07-06 04:36 pm (UTC)
Нет, об этом мнении не слышал. Выглядит несколько спорно, по датам просто неверно. А чьё оно?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_kaminsky
2013-07-06 06:15 pm (UTC)
armor.kiev.ua/Battle/WWII/5tg/
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-07-06 07:02 pm (UTC)
Некий Skat. Ничего мне не говорит.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: demographer
2013-07-06 07:26 am (UTC)

имхо

стратегия переименований не причом
территорию надо пройти пешком, приблизительно с этой скоростью они до Москвы дошли, а потом стало холодно
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: demographer
2013-07-06 08:58 am (UTC)

Re: prospero Бред

пащитайте :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaivor
2013-07-06 08:34 am (UTC)
Интересно, в чём скрытая идея переброски штаба 2 ТА - по идее, заточенного на маневренные действия на Восточном фронте, на противопартизанскую борьбу? Неужели не нашлось олее подходящего штаба? Или на Восточном фронте переизбыток штабных структур налюдался?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: paul_atrydes
2013-07-06 10:00 am (UTC)
2-я танковая армия к этому времени уже давно (с начала 42 года) не вела никаких манёвренных действий. И командующие у неё были соответствующие (не танковые).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaivor
2013-07-06 10:36 am (UTC)
Ну да, маневренные - это я загнул. Но тем не менее, это армия, которая вела крупномасштабные боевые действия против сильного противника. Да и командующие один лучше другого - Шмидт, Модель, Рендулич. За что же именно её на Балканы?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paul_atrydes
2013-07-06 11:34 am (UTC)
Произошло сокращение фронта на этом участке, и один из штабов тоже "сократили".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-07-06 04:45 pm (UTC)
Ну, собственно Рендулич стал её комадующим можно сказать в процессе переброски на Балканы. Типичный пехотный командир. До этого всё же танкисты командовали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-07-07 01:44 am (UTC)
Гудериан, Шмидт, Модель - все танкисты. Клёснер, конечно, не танкист, но он только весну-лето 1943 прокомандовал.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-07-06 06:56 pm (UTC)
С этой рокировкой лично мне ничего непонятно. Общее количество армейских управлений на Остфронте не изменилось. 2 ТА уехала, 8 А "приехала" (ну точнее АГ Кемпфа проапгрейдили до армии).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2013-07-09 02:42 pm (UTC)
И за какие провинности был сослан на те же Балканы такой сильный комдив, как Микль (11я Панцер под Курском) тоже непонятно. М б что-то личное?

Гитлер в организационном плане был страный человек, мягко говоря. Зачем напр надо было при отступлении с Украины держать там 2 группы армий, если с наступлением в свое время справилась одна? Или эпохальное переименование групп армий 1945 г, "чтобы запутать историков", по выражению Земке--нафига?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 67red
2013-07-06 10:55 am (UTC)
не очень понятно - насколько я понял: внешнее кольцо окружения в любом случае сначала формируется из "подвижных" частей и потом заменяется подошедшей пехотой, а подвижные части катятся дальше брать в плен очередные сотни тысяч красноармейцев. раз пошло не так, то получается не хватило пехоты, раз начали использовать ТГ для постоянного держания фронта? или пехота слишком медленно шла?
(Reply) (Thread)
From: 3mer
2013-07-06 06:00 pm (UTC)
Ну, не не нужны.
Свое дело прорывать фронт и создавать мешки они исправно делали.
Из вашего повествования следует, что пехотные армии не успевали добивать эти мешки. Производство мешков обгоняло их уничтожение. Тут был просчет. Но немцы вместо того чтобы, повысить скорость уничтожения мешков решили понизить скорость их производства.
Были ли для того обьективные причины? Одну из них, ограничение по логистике, вроде как хотел изучить tsv? Считал паровозы...
Что нибудь в этом направлении прояснилось?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: big_mz
2013-07-06 08:12 pm (UTC)
<<< Группа объединяла исключительно подвижные войска (два-три моторизованных корпуса, три-пять танковых две-четыре моторизованых дивизии)

Вы в этом утверждении ошибки не видите? В том плане что в моторизованных корпусах у вас - исключительно моторизованные пехотные дивизии.

Edited at 2013-07-06 08:13 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: big_mz
2013-07-07 05:14 am (UTC)
Хозяин журнала ответом не удостоил, так что разверну вопрос.

Чем принципиально выделение "полосы" и пехотных дивизий, а вернее подчинение армейских корпусов - 7-го (7-я, 23-я, 78-я и 198-я пд) и 9-го (137-я, 263-я, 292-я пд) танковой группе в июле месяце (в августе добавится 20-й корпус - 15-я и 268-я пд плюс из резерва "подкинут" 267-ю пд) отличается от июньского выделения "полосы" и подчинения танковой группе армейского корпуса (12-й корпус - 31-я, 34-я и 45-я пд) плюс подчинения 167-й и 267-й пд 47-му и 24-му моторизованным армейским корпусам соответственно?

Ну кроме того, что 2-я танковая группа, раздувшись в июле до таких размеров (3 моторизованных, 3 немоторизованных армейских корпуса) стала временно называться "armeegruppe Huderian".

Edited at 2013-07-07 05:25 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-07-07 04:02 pm (UTC)
1. В июне не было выделения полосы. 2 ТГр действовала в полосе 4 армии. Пехотные дивизии не входили в состав группы, а были ей оперативно подчинены на время прорыва.

2. Вы правы насчёт Armeegruppe Guderian. Моё упущение. Действительно с 29 июля по 21 августа в сводках она называется так. Я на карты смотрел, а там флажок одинаковый. Щас поправлю.

Edited at 2013-07-07 04:04 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: patetlao
2013-07-13 11:37 am (UTC)
Да, откусить клешнями биомассу удаётся. И затем окружённую проглотить. Но брешь успевает самозатянуться. И по новой.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2013-07-31 10:05 pm (UTC)

Поправка на ветер

>> "У русских нашлось достаточно резервов"
А где были украинцы, казахи и т.д.?

>> "В декабре началось русское контрнаступление"
В контрнаступлении участвовать украинцам, казахам и т.д. было отказано?

Неужели так трудно было написать "у советских войск", "советское контрнаступление"?

Я понимаю трудности зарубежных авторов, которым необходимо свести упоминание страны к общему знаменателю. (Так, например, мы сами называем Францией страну, которая неоднократно менялась за последнее тысячелетие или даже столетие. Однако не думаю, что французы будут упоминать, скажем, Бурбонов и Наполеона в одном ряду.) Но использованные Вами обороты как бы неявно предполагают, что боевые действия на Восточном фронте велись только РФ, что лично мне представляется несколько неточным.

С уважением,
Novopoddanyi
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2013-08-11 09:42 am (UTC)

Поправка поправки.

Ну, тогда и термин "Восточный фронт" произносить ошибка. Или сознательное искажение.

Потому что термин это нацистской стороны, а вы, надеюсь, не её представители: не их внуки и не их наследники. И ваши предки, как бы, сражались в этом конфликте на другой стороне, для которой этот фронт был по факту Западным.
В отличие от войны 45-го года с Японской империей, которая пожалуйста, в таком случае для нас - "Восточный фронт".
Да и не "фронт" (тоже мне фронт... на 3000 километров), а фронтЫ, коих там было масса: Степной, 1-ый Украинский, 2-ой Белорусский, Волховский, Донской, Сталинградский и прочее прочее прочее. То есть полноценная советско-германская война со множеством фронтов. В некоторые годы вообще единственная на этом ТВД.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2013-08-19 08:04 pm (UTC)

Re: Поправка поправки.

В своем комментарии я тему Восточного фронта, как мне казалось, не затрагивал.
Но вопрос, конечно, интересный (с).
В советской историографии, если я не ошибаюсь, использовались термины "фронты Великой Отечественной" и "Второй фронт".
При рассмотрении действий немецкой стороны КМК вполне уместно указать, скажем, "ххх дивизия СС была переброшена на Восточный фронт". Просто потому, что немцы так его и называли. В англоязычной литературе такое описание используется.
Полностью согласен, что мои предки разбирались в сторонах света, например, youtube XxS3-H0nzE4 . Правительству СССР удалось, в отличии от правительств ведущих стран Оси, избежать войны на два фронта. Поэтому привязка фронтов к стрелке компаса для советской историографии не имела особого смысла.
Также согласен, что аббревиатура ТВД с соответствующим пралагательным перед ней позволяет идентифицировать этот самый ТВД не прибегая к использованию сторон света.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-19 10:08 pm (UTC)

Re: Поправка поправки.

Для нормального историка (без ущемлённия патритической железы) не должно быть взгляда "для нас", "для них".

В войне на Европейском ТВД советско-германский фронт был "Восточным" вне зависимости от "нас" и "их". Он был восточным относительно фронта во Франции. Который обычно называют "Западным", в том числе и американские, английские и французские историки. У которых ущемление патриотической железы почему-то не встречается.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)