?

Log in

No account? Create an account
Ещё про символизм названий. - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Ещё про символизм названий. [Aug. 16th, 2013|04:42 pm]
Книга бревна
[dow |15081.47]

Как известно, перед войной СССР был единственной из великих держав, чья армия была нацелена на оборону - в 1934 году Народный Комиссариат по Военным и Морским Делам был перименован в Народный Комиссариат Обороны.

Остальные хотели воевать - в Британии был State Secretary of War, тоже и в США где он стоял во главе Department of War. Во Франции после долгих метаний установилось что-то среднее ministère de la Défense nationale et de la Guerre - то есть и войны и национальной обороны (историю метаний французов см. в комментах), в Германии Reichskriegsministerium (до 1938; в 1938 гражданское министерство было ликвидировано и заменено OKW).

Первыми советскому примеру последовали британцы - в 1940 они объединили Адмиралтейство, Военный и Воздушный секретариаты в единое Ministry of Defence под руководством Черчилля. Вобщем то тогда они действительно занимались именно обороной, так что собого лицемерия тут не было, но название присохло. После войны, в 1947 то же самое проделали американцы, слив военный департамент и департамент флота в единый депратамент обороны (ака Пентагон). То же случилось и во Франции. И вообще на фоне всеобщего осуждения милитаризма постепенно практически все страны мира лицемерно переименовали свои военные министерства в министерства обороны.

СССР же двинулся в обратном направлении - от лицемерия к искренности. Когда в 1946 армия и флот были объединены под крышей единого наркомата, этот наркомат назвали "Народный комиссариат вооружённых сил", затем "Министерство вооружённых сил". Позднее, когда в 1950 армию и флот опять развели по разным министерствам (да, у Сталина на неделе была не одна пятница, как у вас, а гораздо больше), эти министерства получили названия "Военное министерство" и "Военно-морское министерство".

Однако, через десять дней после смерти Сталина всеобщему лицемерию поддался и СССР. Министерства опять объединили и назвали объединённое "Министерством обороны".
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: kim_noir
2013-08-16 10:27 pm (UTC)
Строго говоря у французов попытки вместо Военного министра ввести Министра национальной обороны - Ministre de la defense nationale - имели место еще в 1930-х годах, если не в конце 20-х. Другое дело что не удержавшись они возвращались к Ministre de la guerre, и на Defense перешли окончательно лишь хорошо после войны.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-16 10:42 pm (UTC)
Да, вы правы, спасибо. У них оказывается действительно была куча колебаний. Я просто слишком маленькую выборку посмотрел. Получается так:

седая древность-1932: ministère de la Guerre
1932: ministère de la Défense nationale
1932-1934: ministère de la Guerre
1934: ministère de la Défense nationale et de la Guerre
1934-1936: ministère de la Guerre
1936-1940: ministère de la Défense nationale et de la Guerre
1940: ministère de la Défense nationale
1940: ministère de la Guerre

дальше уже Виши.

И после войны они тоже вертелись как уж на сковородке - то обороны, то войны, то армии, то вооружённых сил. С 1974 года только вроде окончательно на обороне остановились.

Сам чёрт ногу сломит.

Edited at 2013-08-16 10:45 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2013-08-19 01:11 pm (UTC)
Сталин, со своими "пятницами", видимо от них набрался.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pfc_joker
2017-05-28 05:55 am (UTC)
>С 1974 года только вроде окончательно на обороне остановились.

Как оказалось – всё же не окончательно :)

http://severr.livejournal.com/1331490.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kouzdra
2013-08-17 04:35 am (UTC)
Собственно одна из забавных вещей - что оруэлловское "министерство мира" - это вполне вероятно отражение именно этого процесса
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Андрей Рязанов
2013-08-17 07:15 am (UTC)
Хм, был ли СССР перед войной одной из великих держав?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-18 03:37 pm (UTC)
Ну вобщем да, был.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2013-08-19 01:10 pm (UTC)
Почему это? По какому основанию?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-19 06:15 pm (UTC)
По основному признаку: http://fat-yankey.livejournal.com/65931.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2013-08-20 08:18 am (UTC)

Так ведь соответствия этому пункту нет.

И какие дредноуты СССР построил до войны?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-20 02:09 pm (UTC)

Re: Так ведь соответствия этому пункту нет.

Там про "строил", а не про "построил".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2013-08-21 02:57 pm (UTC)

Re: Так ведь соответствия этому пункту нет.

Ну это уже совсем не серьёзно.


Смог? Успел? Хоть головные в серии? - О чём вообще речь?


"Республика Буркина-Фасо имеет планы освоения космоса и начала даже строить космодром. Будем считать её космической державой, товарищи!"



p.s. Нет, я же и говорю - деградация, раньше (в 2006-ом и т.д.) вы писали и аргументировали лучше.
(это не чтобы уесть, говорю, что вижу)

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-22 02:05 am (UTC)

Re: Так ведь соответствия этому пункту нет.

> Нет, я же и говорю - деградация

Печалька.

Ну почитайте чего-нибудь из старого, вам там ещё много материалу усвоить требуется.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arpad
2013-08-17 02:21 pm (UTC)
см юзерпик :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shadow_ru
2013-08-17 05:44 pm (UTC)
Именно так. :) А вообще, мне нравится, как звучит такой пост: "министр нападения".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: demographer
2013-08-18 06:52 am (UTC)

зам министра

пополу защите
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2013-08-19 01:21 pm (UTC)
Ну в отношении СССР, похоже, логика простая: объединяют военные и морские дела в одном министерстве - называют это министерством обороны; разделяют военные и морские дела по разным министерствам - получают военное и военно-морское министерства. Т.е. переименовыватели исходят из соображений лаконичности, а не лицемерия.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-19 06:10 pm (UTC)

в отношении СССР, похоже, логика простая

Первый раз НК Обороны был разделён в 1938. На НК ВМФ и ... НК Обороны.

При слиянии НК Обороны и НК ВМФ в 1946 году объединённый наркомат назвали НК Вооружённых сил.

Видимо логика не столь проста.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2013-08-20 08:24 am (UTC)

Непростая логика 40-х.

У меня сразу тут (глядя на дрязги, объединения и размежевания НК Обороны и ВМФ Союза ССР) возникает параллель с борьбой ВВС США за своё признание и своё министерство, в это же десятилетие, завершившаяся как раз в 1947-ом.
(Reply) (Parent) (Thread)