?

Log in

Пробка - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Пробка [Nov. 6th, 2013|05:47 pm]
Книга бревна
[dow |15,726.65]

Объём международной торговли нефтью - примерно 65 млн.баррелей в день. Около 19.5 миллионов из них добывают на берегах Персидского залива, из них 17.5 млн. арабские страны, остальное - Иран. Из Персидского залива в мир нефть должна проходить через бутылочное горлышко Ормузского пролива, контролируемого Ираном.



На этой корявой картинке серыми квадратами дан нетто экспорт (добыча минус потребление), чёрными линиями показаны старые нефтепроводы, зелёными - нефтепроводы введённые в строй в 2012. Цифрами дана их пропускная способность (млн.баррелей в сутки).

Крупнейший из нефтепроводов, так называемый East West Pipeline гонит нефть от нефтяных полей Абкайка к терминау Янбу на Красном море. Владеет им Saudi Aramco. Нефтепровод идёт в две нитки: одна 48 дюймов (122 см), другая 56 дюймов (142 см) диаметром. С 1992 способен пропускать 4.5 млн.баррелей в сутки. В 2012 в Янбу пошла нефть из Басры, по Iraq Pipeline Through Saudi Arabia (IPSA). 48-дюймовый нефтепровод способен перегонять 1.65 млн.баррелей в день. Хоть он и окрашен в зелёный, вообще-то открылся он в 1989 году. Но в 1990 его остановили, по поводу свинского поведения Саддама, и с тех пор он не функционировал.

Красное море, однако, далеко не океан, у него два своих бутылочных горлышка.

На юге - Баб-эль-Мандебский пролив, 10 миль шириной, контролируемый Йеменом, Джибути и Эритреей. В мирное время этим путём возить нефть особого смысла нет - основные покупатели тусуются на Дальнем востоке (Китай, Тайвань, Сингапур, Корея и Япония совокупно импортируют более 15 млн.баррелей в день), туда через Ормузский пролив возить короче.

На севере - Суэцкий канал, с пропускной способностью примерно 2.5 млн.баррелей в день (сейчас через него проходит примерно 1.8 млн.). В дополнение к Суэцкому каналу с 1968 года существует 42-дюймовый нефтепровод Trans-Israel pipeline (Tipline) от Эйлата до Ашкелона, на 1.2 млн. баррелей в день. Арабы, понятное дело, по харамному нефтепроводу свою нефть не пустят, но иранцы гнали за милую душу. Пока шаха не свергли. Аятоллы крантик немедленно прикрутили. С 2003 нефть по Tipline гонят российскую нефть для азиатских потребителей в обратном направлении (реверсная мощность 0.4 млн.баррелей в день).

В июне 2012 года заработал нефтепровод Хабшан-Фуджейра в Объединённых Эмиратах. Строили его китайцы (China Petroleum Engineering & Construction Company). Нефтепровод прорезает Мусандамский полуостров и выходит к Оманскому заливу. В начале эксплуатации был способен пропускать 1.5 млн.баррелей в сутки. Позднее видимо вырастет до 1.8 млн.

Сегодня, из 19.5 млн.баррелей добываемых в сутки на берегах Персидского залива, 17 миллионов проходит Ормузским проливом и только 2.5 миллиона идёт в обход, гнать в обход больше экономически неоправдано. В случае невозможности использовать Ормузский пролив, арабские страны смогут перенаправить не более 8 млн.баррелей в сутки по обходным нефтепроводам. Это меньше половины (45%) их сегодняшнего экспорта. Лучше чем ничего, но вобщем-то маловато.

На картинке немедленно бросается в глаза отсутствие нефтепроводов ведущих непосредственно к Средиземному морю. Такой нефтепровод был. В 1950 году нефть побежала по так называемому Trans-Arabian Pipeline (Tapline). Он проходил через Иорданию, Голланские высоты и заканчивался в Ливане. 30-дюймовый нефтепровод мог пропускать до полумиллиона баррелей в день. Как ни удивительно, но нефть по нему продолжали качать и после оккупации Голланских высот Израилем, вплоть до 1976 года. После 1976 участок от Иордании до Ливана закрыли, и Иордания осталась единственным потребителем. В 1990 году отключили и Иорданию, за поддержку Саддама. Tapline умер.

В итоге, нефть Персидского залива поступает в мир через легко контролируемые узости.

В поддержании такого состояния, видимо, и состоит роль Израиля в современном мире. Создавая постоянную нестабильность в регионе, он работает пробкой, запирающей выход арабской нефти в Средиземное море. Впрочем, со смещением центра тяжести потребления нефти в район Дальнего востока (сейчас нетто-импорт Северной Америки - 5 млн.баррелей в сутки, Европы - 10 млн.баррелей, Дальнего востока - 13.7 млн.баррелей) важность этой роли падает.

------------

1 баррель в сутки это 50 тонн в год
LinkReply

Comments:
From: bbb
2013-11-06 11:10 pm (UTC)
Мировой нетто импорт-экспорт нефти - примерно 65 млн.баррелей в день

Вы ничего не напутали? Я бы сказал. что мировой нетто импорт-экспорт равен нулю. Может, речь шла о валовом (гросс) импорт-экспорте?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-11-06 11:15 pm (UTC)
Не знаю как назвать. Это сумма нетто-импорта по всем нетто-импортёрам. Она же сумма нетто-экспорта по всем нетто-экспортёрам.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: bbb
2013-11-06 11:20 pm (UTC)
Так ведь Суэцкий канал вообще был закрыт восемьлет, то есть все плыли в обход, и ничего.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-11-06 11:27 pm (UTC)
Ну не все. Как пишут, танкеры с иранской нефтью обслуживались в Эйлате, нефть по Tipline шла в Ашкелон, где заливалась в танкеры идущие в Европу и Америку.

Кроме того, он даже открытый не очень много может пропустить. Ну по сравнению с объёмами добычи / потребления в регионе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: numer140466
2013-11-06 11:22 pm (UTC)
Нестабильность? Вот кончится Израиль и на арабском Востоке начнётся та-акой передел...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-11-06 11:29 pm (UTC)
Не дождётесь (с)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: numer140466
2013-11-06 11:24 pm (UTC)
Да. И ещё интересно. Добыто 19 млн. баррелей. Через Суэц 2,5 млн. Ну и где тут узости? Получается, что бОльшая часть свистит вокруг Африки на судах, которые в Суэц тупо не проталкиваются? А узость-то ровно одна, Ормузский залив и тут не Израиль, а очень даже Иран пробка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-11-06 11:29 pm (UTC)
> Получается, что бОльшая часть свистит вокруг Африки

Непонятно, у кого это так получается?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: Андрей Глухов
2013-11-07 01:17 am (UTC)
Путь из Джедды в Марсель через Суэц 2235, через мыс Доброй Надежды 10416, итого разница в 8181м.
Исходя из данных Вики(http://en.wikipedia.org/wiki/Worldscale), цена доставки грубо в районе 1$ за тонну на 1000миль (для супертанкеров будет ниже).
Итого цена обхода Суэца - $8 на тонну нефти, то есть примерно $1 на баррель.
При текущей цене на нефть, это менее одного процента, и даже если взять цену на нефть в $20, всё равно выходит в районе 10% - слабоватая пробка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-11-07 01:25 am (UTC)
Вы совсем не поняли о чём текст. Чтобы танкеру довезти арабскую нефть до Доброй Надежды нужно пройти либо Ормузским проливом, либо Баб-эль-Мандебским. Иначе никак. Цена тут вовсе не при чём, вопрос в контроле.

Edited at 2013-11-07 01:28 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: semonsemenich
2013-11-07 05:16 am (UTC)
Тогда Египет должен как-то синхронно с израильской пробкой работать. Почему по его земле нельзя труб накидать?
(Reply) (Thread)
From: finnian_light
2013-11-07 06:42 am (UTC)
должна проходить через бутылочное горлышко Ормузского пролива, контролируемого Ираном.
-----
Вот только когда Иран попробовал свой контроль применить - тут же по ушам от США получил, не контролирует боле.

А нефтепроводы на средиземку - это вообще-то Ирака всегда была епархия. Мосул-Хайфа/Триполи, Киркук-Баниас, Киркук-Джейхан.

Про пробку, честно говоря, читать достаточно странно. Когда, и главное кому потребовалось запирать выход арабской нефти в Средиземное море таким хитрым способом? Тем паче, что на арабской нефти свет клином в общем-то не сошелся...
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: shadow_ru
2013-11-07 07:17 am (UTC)
В поддержании такого состояния, видимо, и состоит роль Израиля в современном мире.

1. А смысл? Это ведь приводит к удорожанию нефти, да и контролируют узости в основном аятоллы.
2. Раз происходит смещение центра тяжести, то что -- Израиль разберут (сдадут)?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-11-09 04:41 am (UTC)
1. К особому удорожанию это не приводит. Там вон вверху посчитали, примерно доллар на баррель.

2. Наврядли. Роль пробки не единственная роль Израиля.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: pmn_2
2013-11-07 07:38 am (UTC)
Тогда уж роль шиитов и алавитов. Иран, Ирак, Сирия.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-11-09 04:30 am (UTC)
Вы антисемит?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: b_graf
2013-11-07 08:54 am (UTC)
А почему нет портов на побережье Омана ? (ну, Йемен внутренне нестабилен, его можно не считать). Какие-то отношения с другими странами ? (но с саудитами вроде уже нет территориальных споров, кроме того транзит привязал бы Оман к Саудии и оторвал бы от Ирана). Было бы ведь выгодно выводить нефтепроводы именно туда, на побережье Индийского океана.
(Reply) (Thread)
From: finnian_light
2013-11-07 09:16 am (UTC)
Саудиты сделали проще, договорились с Египтом и связали трубопроводом Красное море со Средиземным.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2013-11-07 11:14 am (UTC)
"На юге - Баб-эль-Мандебский пролив, 10 миль шириной, контролируемый Йеменом, Джибути и Эритреей. В мирное время этим путём возить нефть особого смысла нет - основные покупатели тусуются на Дальнем востоке (Китай, Тайвань, Сингапур, Корея и Япония совокупно импортируют более 15 млн.баррелей в день), туда через Ормузский пролив возить короче."

Этот пролив контролируется США базой в Джибути. А когда-то его даже успел поконтрлировать СССР, заполучив Эфиопию с Сомали в сателлиты и поимев базу на Сокотре. Короче-длиннее это ни о чем, на фоне мощностей терминалов, очередей на входы в проливы и страховыъ премий, отражающих в т.ч. военную опасность и пиратскую активность.

"В поддержании такого состояния, видимо, и состоит роль Израиля в современном мире. "

Израиль в этой картинке ничего не контролирует. Любой обладатель серых квадратиков (почему-то проигнорирован Оман с 0,9 своих млн. баррелей/день и Египет с 0,7 - вполне на уровне Азербайджана, ради трубопроводов из которого в нужную строну столько наворотили на Кавказе) может подать свою нефть хоть на Восток, хоть на Запад, игноря мнение как Израиля, так и Ирана, так и СА по выбору.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ultra_ata
2013-11-08 07:00 am (UTC)
Египет давно уже потребляет всю собственную добычу:

Данные EIA.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: maz_d
2013-11-07 12:45 pm (UTC)
/Такой нефтепровод был. В 1950 году нефть побежала по так называемому Trans-Arabian Pipeline (Tapline). /

и иракских труб тоже нету
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-11-09 04:53 am (UTC)
Иракские (которые в Сирию) идут от Мосула, а не от Басры. А Мосул сильно много нефти не даёт.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: maedros78
2013-11-09 01:29 am (UTC)

Я конечно извиняюсь

Но оба пролива контролируются US Navy. Консенсус военных аналитиков состоит в том, что Иран сможет закрыть Ормуз максимум на неделю - примерно столько понадобится американцам, чтобы вынести средтсва закрытия.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-11-09 04:28 am (UTC)

Re: Я конечно извиняюсь

> Но оба пролива контролируются US Navy

Вот именно. И Саудам (а также китайцам) это сейчас поперёк горла. Но поделать ничего нельзя.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kontyk
2013-11-11 12:48 am (UTC)
Израиль - пробка в бочке, в разных вариантах, об этом слышал я уже давно, во времена уотергейтского скандала и нефтяных эмбарго, о нем все так же говорила пресса. Все это правда, нефть не пойдет по странам неспокойным, где правят ваххабитские режимы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: worden_archives
2013-12-05 09:52 am (UTC)
"Создавая постоянную нестабильность в регионе, он работает пробкой, запирающей выход арабской нефти в Средиземное море."

Из вышеприведенных сведений следует, что:

а) Работающий нефтепровод к Средиземному морю существовал, израильско-арабские трения на его работу не повлияли;
б) В итоге его работа прекратилась вследствие нестабильности в регионе, созданной Саддамом.

Таким образом, не вполне понятно, почему "пробкой" назван Израиль, а не Саддам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zlobnytroll111
2014-01-08 05:52 pm (UTC)

А зачем перекрывать то чего скоро не будет?


ЕМНИП Аль-Гавар разрабатывать начали с 1951 и гораздо более варварскими методами, чем мы Самотлор. Добыли уже 8 миллиардов тонн, что с учетом того что коэффициента извлечения выше 70 процентов пока никто не добился и общими запасами порядка 20 миллиардов говорит о том что судьба Индонезии для кого то неотвратима. По остальным месторождениям в общем картина та же))))
Собственно арабов за шею держат больше технологически, так как сами они нефть не добудут без помощи "Шлюмберже", "Хали Бертон" и так далее. И вообще так всегда было))))
(Reply) (Thread)