?

Log in

No account? Create an account
Сторонники федерализации - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Сторонники федерализации [Jun. 18th, 2014|10:34 pm]
Книга бревна
[dow |16,906.62]

24 августа 1821 года в мексиканском городе Кордоба был подписан договор между представителями испанской колониальной администрации и командиром повстанческой "армии трёх гарантий" Агустином Итурбиде. Договор декларировал независимость новообразованной Мексиканской Империи от Испанской короны. С испанской стороны договор ратифицирован не был, но независимость Мексики принято отсчитывать от этой даты. Трон, натурально, получил сам Итурбиде (хоть и не сразу - сперва на манер Хорти побыл регентом).

Но в империях новорожденное независимое государство долго не задержалось. Через год после восшествия Аугустина первого на трон, то есть в 1823 году, два мексиканских генерала (обобщённый портрет мексиканского генерала - слева) - Антонио Лопес де Санта Анна и Гуадалупе Виктория устроили переворот с отречением и Мексика стала президентской республикой. Пост президента, натурально, получил один из путчистов - генерал Виктория. В начале его президентства, в 1824 году была принята первая мексиканская конституция. По примеру северного соседа страна была провозглашена федерацией, Соединёнными Штатами Мексики (Estados Unidos Mexicanos). Федерацию составили 19 штатов, нарезаных примерно по границам интендантств колониальных времён, и 2 территории. Отсидев свой срок, Виктория сложил полномочия. На выборах 1828 года победил министр иностраных и внутренних дел правительства Виктории, глава Умеренной Партии Мануэль Гомес Педраса.

Опять в дело вмешались генералы - уже знакомый нам Санта Анна и побеждённый на выборах соперник Педрасы - Винсенте Герреро. Генералы расстреляли танками Белый Дом бомбардировали Национальный Дворец и потребовали третий тур аннулировали результаты выборов. Президентом стал Герреро, а вице-презитентом при нём опять же генерал - Анастасио Бустаманте. Не выдержав приставки "вице-" Бустаманте расстрелял Герреро и стал президентом сам.

Тем временем, сторонники свергнутого президента Педрасы подняли восстание. Возглавить армию восставших пригласили ... ну конечно же Санта Анну. Вспомнив, что перед тем как стать президентом, он был генералом, Бустаманте лично возглавил операцию против инсургентов. После первых побед удача от него отвернулась и он отправился в изгнание в Европу, уступив Мексику соперникам. В 1833 Санта Анна и Педраса триумфально вступают в Мехико. Первым делом Педраса созывает конгресс, чтобы утвердить себя президентом. Конгресс выбрал в президенты ... ну конечно же Санта Анну.

Через год Санта Анна распускает конгресс, приказывает разоружить местные ополчения и приостанавливает действие конституции. В частности он отменяет федеральное устройство и нацеливается на создание унитарного государства. А "федерализм vs. централизм" было тогда в Мексике животрепещущей проблемой. Может не столь животрепещущей как борьба с пропагандой гомосексуализма в России, но близко к тому. По крайней мере многие считали, что за тот или иной выбор стоит встать под пули. Сторонники федерализации и встали. От Мексики за время диктатуры Санта Анны отложилось под федералистскими лозунгами несколько штатов на территории которых возникли сепаратистские республики - Республика Юкатан, Республика Рио-Гранде... Но самой первой возникает (и единственная добивается успеха) Республика Техас.

Проведение исторических параллелей занятие неочевидной ценности. Политическая история процесс неустойчивый. То есть малое отклонение в начальных условиях может привести к значительным отклонениям в результатах. В этом смысле процесс политической истории напоминает шахматы, где буквально один ход может изменить результат партии с победы на поражение (или наоборот), при этом каждая партия - уникальна. Имеет ли смысл разбирать прошлые партии, зная что их ход вряд ли будет повторён? Шахматисты это делают и, полагаю, извлекают из этого какую-то практическую пользу. Хотя, конечно, в их случае дело упрощает то, что правила игры просты и известны. Но даже если практической ценности в проведении исторических параллелей и нет, занятие это по меньшей мере увлекательно.

Техасская революция сторонников федерализации 1835-36 годов позволяет провести множество таких параллелей.

Техас был населён в основном американцами. Соотношение американцев к мексиканцам там было примерно 4:1. Соединённые Штаты на государственном уровне в конфликт не вмешивались, но общественное мнение стояло за техасцев. Больше трети техасской армии составили добровольческие отряды из Штатов - разнообразные "Кентукийские Мустанги", "Теннесийские Конные Добровольцы", "Новоорлеанские Серые", "Слабоумие и Отвага"... Граница была необъятна и совершенно открыта - ходи кто хочешь. Они и ходили.

Техасская армия поперву была по сути партизанская. Добровольцы сами выбирали себе командиров и имели право покинуть отряд когда вздумается. В какой-то момент было даже непонятно кто же командует армией - было четыре командира де-факто: Грант, Джонсон, Фэннин и Хьюстон. Жизнь, конечно, помогла разгрести эту кучу - весной 1836 Фэннин попял в плен и его вместе с его солдатами расстреляли мексиканцы, Грант погиб в бою, Джонсон разочаровался в революции и удалился в имение. Хьюстон тем самым остался единоличным командиром.

Армия Санта Анны хоть и была регулярной, но представляла из себя тот ещё сброд. Частью это были недавно призванные новобранцы, частью "штрафники" - уголовники согласившиеся служить в обмен на освобождение. Армию приходилось обучать в походе. Снабжение во время похода тоже оставляло желать лучшего - солдатики временами голодали. Однако же солдаты было обучены сражаться в регулярных боевых порядках, подчинялись дисциплине и во главе их стояли профессиональные офицеры, имевшие боевой опыт. Кроме всего прочего, мексиканская армия заметно превосходила техасцев числом (так примерно 5:1).

После осады и бомбардировки пал Славянск Аламо, весь гарнизон, включая легендарного Бабая Дэви Крокета, был истреблён. В битве у ручья Колето был разбит и целиком взят в плен отряд Фэннина (пленных расстреляли). Хьюстон отступал со своей армией на восток, к Луизиане, оставляя за собой выжженую землю, а за ним шёл поток беженцев, создавая гуманитарную катастрофу.

Однако 21 апреля 1836 года у реки Сан-Хасинто Хьюстон принял бой, и ему было даровано чудо победы. Согласно легенде битва длилась всего 18 минут, мексиканцы были частью перебиты, частью взяты в плен. В том числе, на следующий день после битвы в плен был взят и сам Санта Анна. Сторонники федерализации потеряли убитыми всего 9 человек. Санта Анна был вынужден подписать мирный договор и признать независимость Техаса.

Но, конечно не стоит пытаться увидеть в этих параллелях слишком многое. Например, современный Техас по площади больше всей Украины. Тогдашний был видимо примерно половина Украины. При этом жило на всех этих просторах всего навсего около 30 000 американцев и 7 500 мексиканцев. А это сильно другой коленкор...
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: vir77
2014-06-19 03:02 am (UTC)

Не надо бы про Славянск

Не надо бы про Славянск. А то еще накаркаете. Хотя с другой стороны, потом-то победили
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: klapaucy
2014-06-19 04:01 am (UTC)
Читаю начало и думаю - короли и капуста какая-то...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2014-06-19 12:20 pm (UTC)
У О'Генри всё документально.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: semonsemenich
2014-06-19 04:36 am (UTC)
Как я помню, у техасцев было двойное превосходство в артиллерии над армией Санта Анны...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2014-06-19 12:40 pm (UTC)
В битве под Сан Хасинто? Ага. Две пушки против одной.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: semonsemenich
2014-06-19 02:07 pm (UTC)
Ну, к чему избыточные педантизм и скрупулёзность. Двукратное оно и в Африке Латинской Америке двукратное...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: tambov_wolf
2014-06-19 05:00 am (UTC)
Например, современный Техас по площади больше всей Украины. Тогдашний был видимо примерно половина Украины.
Техас который присоединился к Штатам был намного болье нынешнего и включал целиком Оклахому и части Нью-Мексико, Аризоны, и , по-моему, Колорадо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: idelle_m
2014-06-19 05:37 am (UTC)
Совершенноверно.
Более того, Техас иприняли в штаты только при условии, что он будет разделен на 5 частей и эти пять частей никогдане смогут вновь соединиться.

Кстати, в Техасе кроме техасцев - американских поселенцев, и мексиканцев жили ещё т.н. "теханос". Это были испанцы, не признававшие власть Мексики, и поддерживавшие техасцев и их движение за выход из состава Мексики.

Считается, что техасцы смогли победить только благодаря поддержке теханос.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mgar
2014-06-19 08:37 am (UTC)
Как раз наоборот, его приняли при условии, что он НЕ разделится более, чем на 5 (или даже 4 - не помню) штатов. Условие должно было сохранить баланс между рабовладельческими и свободными штатами. Условие прописано в одном из законопроектов об аннексии Техаса, но я не уверен, что сегодня оно имеет какую-либо легальную силу.

На практике Техас никогда не делился и из него не выделялись другие штаты.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: idelle_m
2014-06-19 08:47 am (UTC)
Нет-нет, я не спорю. Мне даже лень рыться в Вики и разыскивать там сведения по истории Техаса. Тем не менее, я точно помню, что мексиканский Техас был гораздо больше современного, американского Техаса. Также, кстати, и старая, французская Луизиана была гораздо больше нынешнего штата Луизиана.

Ну а так всё, что я помню о Техасе у меня из приключенческой повести Коробицына-Кантора "Хуан Маркадо мститель из Техаса". Там и Санта-Анна, и Хьюстон присутствуют. Хьюстон там изображен безвольным алкоголиком, а Санта-Анна бессовестным злодеем.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2014-06-19 12:10 pm (UTC)
На практике Техас уступил федеральному правительству большой кусок территории в обмен на то, что правительство взяло на себя его долги. Эта территория составила, например, здоровый кусок Нью Мексико.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mgar
2014-06-19 03:48 pm (UTC)
Да, я знаю. Они отдали практически пустынные земли федеральнму правительству. Но это не то, чтобы какая-то часть Техаса отделилась и образовала отдельный штат - то, что я имел в виду. Это просто коррекция границ.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: Rafik Fayzulin
2014-06-25 08:50 pm (UTC)
более того, Texas уступил территории которые продолжали оспариваться Мексикой, типа если Мексика захочет их обратно, пусть воюет с штатами
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lightjedi
2014-06-19 08:15 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2014-06-19 12:02 pm (UTC)
Техас, который был в Мексике был меньше нынешнего. Примерно половина. Но по мирному договору они потребовали себе границу по Рио Гранде, т.е. не только собственно Техас, но и большую часть территории Новая Мексика.

Мексика этой границы не признала, что послужило одним из поводов американо-мексиканской войны:



Красным здесь спорные территории

Edited at 2014-06-19 12:30 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dikem
2014-06-19 06:48 am (UTC)
\
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: turan01
2014-06-19 07:06 am (UTC)
Может не столь животрепещущей как борьба с пропагандой гомосексуализма в России (с)
=========================================================
Нет такой борьбы в России, в наличии борьба с пропагандой содомии среди несовершеннолетних.
"Две больших разницы" (с) :)

Edited at 2014-06-22 04:35 am (UTC)
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2014-06-19 10:38 am (UTC)
"оставляя за собой выжженую землю, а за ним шёл поток беженцев, создавая гуманитарную катастрофу."

Как-то коряво звучит, извините. Поток беженцев, да еще по выжженой земле, может только бежать из места гуманитарной катастрофы, а не создавать ее.
Это какой-то новый тренд, и в новостях теперь проскакивает, и в публицистике. Раньше гуманитарную катастрофу поджигатели войны создавали, а теперь беженцы.
Ну и они как бы не знали про гуманитарную катастрофу, это к вашей нелюбви к анахронизму терминов.

Нагнетая. Создавал ли исход евреев из Египта гуманитарную катастрофу? И для кого?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hoamuoiba
2014-06-20 09:58 pm (UTC)
Создавал. Для хананеев.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2014-06-19 12:45 pm (UTC)
"Но, конечно не стоит пытаться увидеть в этих параллелях слишком многое."

Конечно. Потому как параллели надо проводить не с Техасской революцией, а с Фредонским мятежом. Даже индейцы-чероки наблюдаются, из предгорий Кавказа.

"и ему было даровано чудо победы."

Было даровано чудо пленить главнокомандующего и одного из видных политиков Мексики.

Для параллелей нужно чтобы Порошенко, Коломойский или хотя бы Турчинов были бы в первых рядах, и их можно было бы пленить и заставить подписать некую бумажку, которую бы их сторонники в Киеве еще потом вынуждены были соблюсти. "Фантастика на другом этаже".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hungarez
2014-06-19 05:57 pm (UTC)
Генерал Санта Анна ещё загадочным образом попал в песню английских моряков

When SantiAnna gained a day
Away SantiAnna
He gained a day at Molino-del-Rey
All over plains of Mexico

это впрочем совсем другая история и вероятно относится к более поздним временам

Edited at 2014-06-19 05:58 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2014-06-19 09:44 pm (UTC)
Ну, Molino-del-Rey это 1847, так что видимо да, более поздним.

Могу предложить спекулятивную версию - в 1848-50 Санта Анна жил в изгнании на Ямайке. Вечерами его рассказы о славном боевом прошлом собирали множество слушателей в кингстонских тавернах. Таверны были полны английскими моряками. Те потягивали ром под мерные звуки баек забавного иностранца, а потом взяли да и сложили по мотивам услышанного песенку. Песенка прижилась.
(Reply) (Parent) (Thread)