?

Log in

No account? Create an account
Поросята Пётры век назад - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Поросята Пётры век назад [Sep. 24th, 2015|07:30 pm]
Книга бревна
[dow |16,201.32]

Как многие знают, на рубеже XIX и XX веков Россия усиленно строила флот для Тихого Океана. Своих верфей не хватало, и многие заказы были размещены за границей. В частности, в Америке, на верфях Крампа в Филадельфии строились крейсер "Варяг" и броненосец "Ретвизан". Обычно экипаж назначался на корабль задолго до окончания постройки. Так было поступили и тут, однако, вскоре возникли осложнения:

Морское министерство, напуганное массовым бегством матросов со строившегося крейсера «Варяг», приняло решение отправить экипаж «Ре­визана» в Америку лишь к самому окончанию ра­бот, а до того держать на корабле только офице­ров и кондукторов. В результате во время испы­тания артиллерии 30 августа 1901 года для чист­ки орудий и подноса снарядов пришлось нанимать гражданских лиц из числа американцев. Нижние чины стали прибывать на броненосец в январе 1902 года. Но все эти ухищрения не помогли: все равно с «Ретвизана» сбежали и остались в США 17 человек


Некоторые склонны относить выработку у части народа настроений "пора валить" к достижениям советской власти. Однако же разница между Россиями царской и советской не настолько велика, как верят многие "советчики" и "антисоветчики". В том числе и в этом отношении.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
From: vasja_iz_aa
2015-09-24 11:35 pm (UTC)
велика, от советской власти валили офицеры и кондукторы
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: silentpom
2015-09-25 03:22 pm (UTC)
бешено плюсую!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: van_der_moloth
2015-09-24 11:38 pm (UTC)
"СВЯЩЕННИК: (обращаясь к капитану, который клянет матросов, бегущих с корабля на стоянках). Не бранитесь, капитан. Этим ведь делу не поможешь.
КАПИТАН: Вам легко говорить "не бранитесь", брат Дамон, и вы правы, отлично знаю, что правы, но вот послушшайте: наберите команду плыть в рай и попробуйте сделать стоянку в аду на какие-нибудь два с половиной часа, и будь я проклят, если какой-нибудь сукин сын не останется на берегу."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: laoxia
2015-09-25 12:21 am (UTC)
>разница между Россиями царской и советской

а это таки интересным момент - особенно про антисоветчиков. По наблюдениям за живой природой, каждый кто в разговоре с таковыми отказывается петь "Боже царя храни" автоматически провозглашается коммунистом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: diezeitung
2015-09-25 12:26 am (UTC)
Разница большая. Больше всего по отношению к элементарному праву человека на свободное перемещение. В РИ границы были открыты и потоки шли в обе стороны (та же трудовая эмиграция (много поляков, прибалтов) - возвращалась значительная часть уехавших .

Сов. власть границы закрыла, так что все сравнения будут весьма специфичны: это как сравнивать количество сбежавших с уроков школьников с сбежавшими заключенными из лагеря.

Цифры примерно известны, только в первую волну эмиграции от сов. власти сбежали около 2 - 2,5млн. чел, еще миллион во вторую и третью волну.

Четвертая волна это уже окончательное прощание с советским прошлом- с советских руин бежали уже не только люди (десятки миллионов), но и целые территории, причем даже те, что были советским строем созданы и вскормлены.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2015-09-25 12:48 am (UTC)
Необходимость в получении заграничного паспорта одинаково распространялась на все сословия, хотя для каждого сохранялись либо свои льготы, либо свои препятствия. Заграничные паспорта делились на: выдаваемые МИДом (для дипломатов, крупных капиталистов, видных частных лиц, едущих за границу по каким-либо делам) и выдаваемые канцеляриями губернаторов - по просьбе частных лиц (в основном, дворян, интеллигенции, желающей поехать за границу по сугубо личным делам - на лечение, прогулку, учебу и т. п.). Для всех других сословий, живущих своим трудом и вынужденных выезжать за границу на заработки или по службе, вводились так называемые таможенные паспорта, выдаваемые лишь жителям пограничных губерний вдоль западной границы России, морякам торгового флота, а также жителям Архангельской губернии, занимающимся торговлей и рыболовством и совершающим регулярные рейсы вдоль Мурманского побережья в Норвегию.

Все остальное население российской глубинки от выдачи ему заграничных паспортов автоматически исключалось. Этим правилом и объясняется тот факт, что вся эмиграция крестьянства из России в Америку, Канаду, Аргентину, а также сезонная миграция сельскохозяйственных рабочих из России в Данию, Южную Швецию и Германию, охватывающая в начале XX века десятки и даже сотни тысяч людей, - шла всегда лишь из так называемых «западных губерний», то есть из белорусских и украинских областей, вследствие чего все <русские> эмигранты за океаном - это, как правило, белорусы, украинцы, евреи и лишь в очень редких исключениях собственно русские, да и то попавшие туда уже после революции в России.

http://wolf-kitses.livejournal.com/141139.html
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: agasfer
2015-09-25 01:23 am (UTC)
Разница, если я верно понимаю, в социальном составе эмиграции. Из Империи валили низшие слои, т к дворянство и интеллигенция в целом были к России привязаны как материально, так и творчески. Из СССР валили и современной РФ валят в основном интеллигенция и аналог дворянства, новые русские.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: danner_ru
2015-09-25 04:43 am (UTC)
Верно. И разница полностью опровергающая последний вывод. Как раз НИЧЕГО общего между РИ и СССР не наблюдается в конкретно этом вопросе.
А то, что плебс валил как резанный в США в начале ХХ века - так это не про Россию, это про всю Европу.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: bbb
2015-09-25 03:30 am (UTC)
17 человек из команды - это какой примерно процент? Сколько рядовых служило на линкоре в те времена? В википедии написано, что экипаж "Ретвизана" был 750 человек, но это с офицерами и кондукторами.

Это я к тому, что было бы интересно понять, кто были эти дезертиры-эмигранты. Соответствовал ли их состав общей структуре населения тогдашней России (понятно, за вычетом туркестанских мусульман и других непризывных народов)? Или среди них доминировали не русские, а, допустим, поляки и евреи, которым в Америке было легче найти знакомых, родных или вообще хоть какую-то помощь на самое первое время?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: trurle
2015-09-25 05:30 am (UTC)
Википедия сообщает что "На момент вступления в строй по штату экипаж корабля насчитывал 19 офицеров и приравненных к ним чинов, 7 кондукторов, 60 унтер-офицеров и 675 рядовых — всего 761 человека. В январе 1904 года, накануне начала войны, фактическая численность экипажа составляла 743 человека."
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: byyj
2015-09-25 04:33 am (UTC)
Хм, как показывает этот пост, Россия для евреев, как была чужой нелюбимой страной, так и осталась. И существенная разница только в том, что тогда в "этой стране" они были за чертой, а теперь в столице.
(Reply) (Thread)
From: sedzi
2015-09-25 07:00 am (UTC)
Вы когда холодильник открываете не боитесь что оттуда евреи полезут?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: claire_1973
2015-09-25 04:39 am (UTC)
Несколько десятков тысяч солдат остались во Франции после победы над Бонапартом. Добрая российская традиция воспользоваться случаем, который представился.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tl2002
2015-09-25 06:53 am (UTC)
Вот был бы вам благодарен за ссылки.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: eednew
2015-09-25 05:33 am (UTC)
Тогдашний накал идиотии можно оценить по современной Украине. Собственно, либеральная интеллигенция были те же люди, власть захватила самая отмороженная часть, а теперь их потомки снова стали либеральной интеллигенцией.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: basil_mp
2015-09-25 06:40 am (UTC)
А если сравнить по желанию свалить в Америку, не РИ и СССР, а Европу 19 начала 20 века и СССР?
(Reply) (Thread)
From: krakenrus
2015-09-25 07:23 am (UTC)
Если там был отправлен полный списочный состав, то соотношение сбежавших будет не больше, чем уехавших из большинства стран Европы в те времена.
И это при том, что корабль уже там.

С СССР как-то странно и сравнивать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tl2002
2015-09-25 06:52 am (UTC)
Полезно также помнить, что по состоянию на 1902 год США были абсолютно свободной страной относительно иммиграции.

То есть никому ничего не надо было рассказывать и доказывать. Приехал - живи.

ИМХО обыкновенное бегство от флотской муштры.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2015-09-25 10:37 am (UTC)
Дык тогда никакого велфера не было. Иммигрант был потенциальными рабочими руками (большинство иммигрантов составляли мужчины трудоспособного возраста), а не потенциальным иждевенцем.

С другой стороны, ограничения, конечно, были. Так, насколько помню, недовольным конкуренцией на рынке труда американцам удалось протащить ограничения на завоз китайской раб.силы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 3seemingmonkeys
2015-09-25 07:02 am (UTC)
"Русским людям служить вместе с королевскими людьми нельзя ради их прелести,- высказывался в XVII в. князь Иван Голицын,- одно лето побывают с ними на службе, и у нас на другое лето не останется и половины русских лучших людей, не только что боярских детей, останется, кто стар или служить не захочет, а бедных людей не останется ни один человек". Не забывали, что из примерно дюжины молодых дворян, посланных Борисом Годуновым на учение в Англию, Францию и Германию, домой не вернулся ни один.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dr_guillotin
2015-09-25 07:07 am (UTC)
Движение Поросят Петров оно уходит в тьму столетий:
“Опыт показывает, что, познакомившись с жизнью на чужбине, россияне теряли желание возвращаться на родину: "Русским людям служить вместе с королевскими людьми нельзя ради их прелести,- высказывался в XVII в. князь Иван Голицын,- одно лето побывают с ними на службе, и у нас на другое лето не останется и половины русских лучших людей, не только что боярских детей, останется кто стар или служить не захочет, а бедных людей не останется ни один человек" (Соловьев. История. М., 1961. V. стр 340). Не забывали, что из примерно дюжины молодых дворян, посланных Борисом Годуновым на учение в Англию, Францию и Германию, домой не вернулся ни один".
Ричард Пайпс. Россия при старом режиме.

М.б. и преувеличивает, конечно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: partisan_p
2015-09-25 07:17 am (UTC)
Ну в случае с Годуновым невозвращенцев можно списать на последовавшую смуту. Хотя конечно надо бы сроки отправки и время обучения смотреть, но где их взять?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lastfire
2015-09-25 08:03 am (UTC)
У уважаемого gaivor описывалась ситуация 1814 года:
http://gaivor.livejournal.com/21443.html
(Reply) (Thread)
From: affidavid
2015-09-28 02:00 pm (UTC)
Да, и там очень хорошо написано:

"Нашему рядовому солдату, с руками для всяких работ, легко было найти приют, но офицеру с ничтожным воспитанием и ... не нашлось бы ни места, ни куска хлеба, и не слышно, кто бы оставил служебный свой пост в русской армии"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yarik_fenix
2015-09-25 02:38 pm (UTC)
\\Но все эти ухищрения не помогли: все равно с «Ретвизана» сбежали и остались в США 17 человек\\

17 человек - это примерно 2% от экипажа. Не является ли такая убыль вполне обычной для судов находящихся на стоянке в таком крупном порту, как Филадельфия? Да и говорить, что они сбежали и остались в США, ведет к неправильным выводам. Да, они числиться дезертирами, но причины, по которым они не явились, могут сильно отличаться от "пора валить". Я думаю кто-то из этих 17 мог не прийти, потому что был зарезан, кто-то мог попасть в тюрьму, кто-то засиделся в барделе, кто-то ушел в запой, кто-то мог просто наняться на британское судно из-за лучшей оплаты.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: byyj
2015-09-25 05:39 pm (UTC)
Вы как бы оправдываете(сь). Интересно, а зачем? Всё что вы написали автор блога понимал ещё до публикации странной современной цитаты. Думаете, что нужно оправдывать (ся) и объяснять (ся)?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>