?

Log in

За что Роммеля сослали в Африку: рождение Лиса Пустыни. - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

За что Роммеля сослали в Африку: рождение Лиса Пустыни. [Mar. 8th, 2006|02:10 pm]
Книга бревна
[Tags|, ]
[dow |11,005.74]

Роммель был пехотинцем. В Первую мировую он служил в пехоте на Западном фронте, воевал горным стрелком в Карпатах и Альпах. После войны командовал пехотным полком, был инстуктором в пехотном училище, написал книгу "Атака пехоты". Перед началом Второй мировой он командовал Führer-Begleit Battalion - батальоном охраны Ставки. К танкам, как нам сообщают его современники, он в то время относился скептически.

Поворот в его взглядах произвела Польская кампания. Увидев результаты реального применения нового оружия, он из скептика преврашается в пламенного адепта и решает стать танкистом. Близость рабочего места Роммеля к фюреру весьма поспособствовала сбыче мечт: ему, не командовавшему ничем большим, чем пехотный полк, дают сразу танковую дивизию. В командование 7-й танковой он вступает 12 февраля 1940 г.

На первый взгляд кажется удивительным, то, что танки под командованием пехотинца продемонстрировали на полях Фландрии успехи, заметные даже на фоне танков ведомых настоящими танкистами. Но нужно вспомнить, что основные принципы применения немецких танковых войск родились из тактики просачивания пехотных штурмовых групп Первой мировой. Роммель, даже одев генеральский мундир, осталстя в душе тем же комадиром штурмовой группы, каким он был при Капоретто. Впрочем, за Капоретто он уже получил вполне генеральский орден (Pour le Merite).

Так вот, принципы действия штурмовых групп просты - не оглядывайся на соседей, не заботься о флангах, быстро двигайся по линиям наименьшего сопротивления к ключевой точке позиции противника. Бой из линейного (фронт на фронт), завязшего в позиционном кризисе, становился двумерным, протяжённым в глубину и вновь обретал динамичность. Принципы были просты по формулировке, но применение их требовало от командира безошибочного чутья обстановки, инициативности и быстроты реакции. Роммель, командир вобщем-то суворовского типа, всем этим обладал в полной мере.

В полной мере и даже чересчур.

Во Фландрской кампании 7-я панцердивизия входила в танковый корпус Гота. Правым соседом дивизии Роммеля была 5-я танковая дивизия Хартлиба. 12 мая 1940 г. обе дивизии корпуса вышли к Маасу. К ночи Хартлибу удалось захватить плацдарм на западном берегу и начать переправку пехоты. В течении 13-го числа на тот берег переправились подразделения Роммеля, но переправа шла на лодках и паромах. 14-го мая из корпуса к месту переправы прибыл мостовой парк. Роммель, использовав всё своё искусство убеждения, добился от Гота того, что парк поступил в его единоличное пользование, и быстренько прекинул на западный берег свой танковый полк. Хартлиб, чтобы переправить свой средние танки, теперь вынужден был проситься к Роммелю. Тот пустил, но подчинил переправившиеся танки Хартлиба себе и использовал их для развития успеха своей дивизии, несмотря на отчаянные протесты соседа.

На следующий день, 15-го мая, путь корпусу преградила 1-я французская танковая дивизия. Тяжелые Char B1bis французов могли создать Готу немало проблем, но, на немeцкое счастье, они застали французов без штанов - в момент заправки. Надо отметить, что если у немцев процесс заправки был существенно распараллелен - каждый танковый экипаж заправлялся сам из выданных канистр с бензином, то французские танкисты вынуждены были стоять в длинной очереди к немногим автозаправщкам и процесс растягивался на долгие часы. Роммель первый столкнулся с французскими танками у Флавиона, но после непродолжительного боя ушёл по линиии наименьшего сопротивления на юго-запад, к Филиппсвилю, оставив честь боёв с французскими тяжелыми танками своему соседу Хартлибу.

Хартлиб, несмотря на то, что командовал танковыми соединениями с 1935 года, а вообще в подвижных войсках служил с 1922, не был особо талантливым танковым офицером. Но роммелевские подножки во Фландрской кампании явно отрицательно повлияли на его дальнейшую судьбу. 22 мая 1940 г. его сняли с командования дивизией и вывели в распоряжение ОКХ, а в восточной кампании сочли возможным доверить командование только пехотной дивизией.

Подставлял Роммель не только соседей, но и верховное командование. Когда 21 мая 1940 г. под Аррасом Роммель получил удар во фланг двумя английскими танковыми батальонами (88 танков из них 16 "Матильд"-вторых), ОКХ получило от Роммеля сообщение об атаке "сотен английских танков" и "пяти дивизий противника". Учитывая то, что верховное комадование уже числа так с 16-го было весьма обеспокоено фантомными угрозами на флангах, новости из под Арраса заставили их пережить несколько часов кошмара и, возможно, стоили фюреру десятка седых волос в усах.

Как бы там ни было, но стервец-Роммель был успешен и по итогам кампании вполне заслуженно получил грудь (вернее шею) в крестах. Служить с ним рядом или иметь под своим началом, однако, мало кому хотелось. Но и задвигать талантливого генерала под лавку было бы не по хозяйски. Выход вскоре был найден. В январе 1941 Роммелю присвоили генерал-лейтенанта, а в феврале дали под командование Африканский корпус и отправили в Африку, где он был уже сам себе голова и кроме итальянцев подставить никого не мог. Тaм он и проявил себя в полной мере.

Так и родился Лис Пустыни.
LinkReply

Comments:
From: ex_project_d682
2006-03-09 08:21 am (UTC)
Да уж, весёлый чувак был :)
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2006-03-09 01:42 pm (UTC)

Интересно.

Красиво Роммель использовал Хартлиба. Сразу видна разница между "служил с 1922" и был "пехотинцем во время 1МВ".:-)

Если серьёзно, то получается, что и ОКВ исповедовало правильный принцип: "Не умные надобны, но верные"©?

Transp.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2006-03-10 04:20 am (UTC)

Re: Интересно.

Наверное я неудачно изложил - Хартлиб на службе с 1904 года. В Первую мировую тоже воевал в пехоте. С 1922 он попадает в автомобильные войска. При Гитлере автомобильные войска становятся танковыми и Хартлиб делает карьеру танкового командира - сначала командует танковой бригадой, потом дивизией.

Что же до "не умные, а верные", то примерно так. Всё-таки когда играют командой, игрок тянущий всё одеяло на себя скорее вреден, даже если он хорошо играет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: foldenberg
2006-08-21 07:24 am (UTC)

Re: Интересно.

Несчастный Гудериан. Тоже ведь генерал-рубака. Даже почище Роммеля будет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2006-03-10 01:24 pm (UTC)

Re: Интересно.

Роммель был скорее умный, чем верный. Кроме того, своими назначениями он был обязан лично Гитлеру, а не ОКВ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2006-03-10 01:54 pm (UTC)

Re: Интересно.

Роммель был скорее талантливый, чем умный. :-) Но да, карьерой он был обязан лично фюреру, с которым был лично знаком с 1934 года.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2006-03-12 06:32 pm (UTC)

Re: Интересно.

Карьерой в нацистском Вермахте-да. До этого же он был вполне себе селф-мейд мен.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2006-03-09 05:21 pm (UTC)
1. Пехотное мышление для танкового командира в ВМВ это есть зер гут. Англичанам, да и нам тоже, кавалеристы, ставшие танкистами, немало навредили. Опыт применения танков в ПМВ тоже англичанам навредил. Зато немцы, танков не имевшие, смогли "взглянуть со стороны" и сделали правильные выводы, и потом весь мир учился у них.

2. Эпизод с заправкой: потому и застали франков враспох, что Роммель гнал вперед не щадя себя и других. Суть-то в чем? Он, по своей обычной привычке, появился тогда, когда его не ждали. Когда ждали, что он нападет завтра, он нападал сегодня. Когда ждали, что он нападет сегодня, он уже нападал. Нам сильно повезло, что на Сталинград наступал Паулюс, а то б Роммель его взял еще в августе (шучу, шучу...)

3. Эпизод с "паническим" раппортом: это бывает.

4. В Африке обстановка была не совсем такой, как вы описали, т к Роммель официально не был там единоначальником. Когда он начал наступление на Кассеринский перевал, наоборот, "подставили" его.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2006-03-10 02:00 pm (UTC)
1. Не всякое пехотное мышеление, а именно мышление командира штурмгруоппы. Как там выше изложено, в основы принципов применения танков легла тактика штурмгрупп. С вашим высказыванием насчет кавалеристов - согласен. Вред от "кавалеризма" в приеменеии танков в СССР и в Англии был.

4. В Африке Роммель не был формально единоначальником, это да. Но у него там не было и соседей, только вышестоящие командиры. По крайненй мере до тех пор, пока англичане не догнали его до Туниса: там соседи на короеткий срок появились.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2006-03-10 01:36 pm (UTC)
Роммель, даже одев генеральский мундир, осталстя в душе тем же комадиром штурмовой группы, каким он был при Капоретто.

До Капоретто еще дойти надо было. Вы в курсе, за что Роммель получил свои первые Железные Кресты?

ЖК 2кл он получил за то, что в одиночку атаковал пятерых французов. Двоих он застрелил, после чего был ранен.

ЖК 1кл он получил (первым в своем полку) уже командуя ротой. Его рота выдвинулась слишком далеко вперед и попала под плотный огонь превосходящих сил французов. В этой ситуации Роммель мог либо отстреливаться, пока не кончатся патроны и потом сдаться, либо отступать под огнем и понести серьезные потери. Он предпочел внезапно атаковать французов, и выбил их из траншей. Пока противник приходил в себя, Роммель вывел роту обратно к своим. Его потери составили всего лишь 5 раненых, которых немцы вынесли из боя.

В общем, характер уже видно. Тактика штурмовых групп, разработанная ближе к концу ПМВ, могла его чему-то научить, но едва ли сформировала его, как личность и как командира.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2006-03-10 02:22 pm (UTC)
Да, я в курсе за что Роммель получил свои железные кресты. Ну так молодец. А тактика штурмгрупп - это 1916 год. Личность Роммеля она конечно врядли сформировала, но вот командирские качества отточить несоменно помогла.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2006-03-12 03:51 pm (UTC)
Еще пара уточнений.

1. Пур ле мерите не был "генеральским орденом," это был орден за личную храбрость. За бои под Капоретто эту награду получили, кроме самого Роммеля, его комбат майор Шпроссер, и еще один офицер из этого же батальона.

2. Хотя назначение Роммеля командиром 7й Панцер было неожиданным (и ОКВ возражало), технически противоречия тут не было, т к Роммель к этому времени уже имел звание генерал-майора. Т е командовать дивизией имел полное право по своему званию. Противоречие заключалось лишь в том, что это была танковая дивизия. Если бы Гитлер уступил ОКВ, то, скорее всего, Роммель получил бы горнопехотную дивизию.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2006-03-13 05:28 am (UTC)
1. "Генеральский" не в смысле, что только для генералов, а в смысле, что в основном получали генералы. Посмотрите список. Ну и никакой личной храбрости для получения Pour le Merite не требовалось.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2006-03-14 01:43 am (UTC)
Там, в общем, толком не написано, за что его давали. Пусть, ладно. Но помимо генералов там и лейтенанты есть.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2006-03-12 09:19 pm (UTC)
Да, и еше. Я проверил, и вышло, что 31й Панцерный полк из состава 5й дивизии был переподчинен Роммелю не самовольно, а по приказу Гота, т к Роммель продвигался быстрее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2006-03-13 05:32 pm (UTC)
Последовательность действий была такая - Роммель подчиняет себе танки Хартлиба самовольно (мой источник это специально подчеркивает: "in arbitrary and unauthorized way"), потом шлет телегу Готу, жалуясь на медленное продвижение соседа. Гот официально оперативно подчиняет 31-й полк Роммелю. Хартлиб брызжет слюной, но поделать ничего не может, оперативнaя логика говорит в пользу Роммеля: при одной стационарной переправе невозможно развивать наcтупление на двух направлениях.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2006-03-14 01:35 am (UTC)
Ну и правильно.

Так что выходит? Я еще раз проверил боевой путь 7й Панцер по Франции, никаких трений у Роммеля с Готом не было. Не было и трений с фон Клюге. Так что недовольным мог быть разве что Хартлиб, да кто б его стал слушать? Роммель отчетливо в фаворе; он единственный комдив, который удостоился чести сопровождать фюрера целый день во время посещения фюрером фронта. По результатам кампании ему присваивают звание генерал-лейтенанта. Так что сдается мне, что ваш тезис об отправлении Роммеля в Африку как в почетную ссылку за некомандную игру высосан из пальца, уж простите.

Скорее, дело было в том, что первоначальный кандидат, фон Функ, после поездки в Африку подал чрезвычайно пессимистический раппорт. В результате, Гитлер ИМХО решил, что надо послать человека, способного творить чудеса, и как раз такой человек у него был.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2006-03-15 04:33 am (UTC)
Функ был кандидатом немножко на другую должность - командира 5-й лёгкой дивизии. Точнее даже был не кандидатом, а занимал эту должность с 1 января. Роммель же пошёл сразу командующим немецкими сухопутными войсками в Ливии. Почему вместо Функа назначили Страйха - трудно сказать. Возможно Функ выгядел более обещающе и его решили задействовать на Восточном фронте (дали 7-ю танковую). Роммель впоследствии свалил на Страйха вину за неудачный штурм Тобрука, того сняли с командования 5-й лёгкой 16 мая 1941 года и его карьера по сути закончилась.

Ничего чрезвычайно пессемистического в рапорте Функа не было. Он посмотрел на итальянцев и 1 февраля доложил фюреру, что для спасения нужно послать сильное немецкое соединение способное к наступательным действиям. Выделенной лёгкой дивизии, по его мнению, было недостаточно. К его мнению прислушались и к 5-й лёгкой добавили 15-ю танковую.

Что же касается "высосанности из пальца", то тут вы преувеличиваете. Это конечно не доказанный факт, а всего лишь версия, но версия опирающаяся на конкретные факты биографии Роммеля. Можно еще добавить, что его в принципе не любили в ОКХ, вероятно как креатуру Гитлера (недаром он был единственный комдив ... и далее по тексту). Ну а фюрер всегда был рад сунуть цоссенцам булавку в задницу.

Впрочем, я тут с Гальдером согласен. Роммель был природный тактик, но обладал весьма посредственным оперативным мышлением. Что видно из всего хода африканской кампании.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kenigtiger
2006-03-14 09:47 pm (UTC)
А откуда такие интересные дровишки про майские события и "пять танковых дивизий"?
Мне как роммелеведу интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2006-03-15 04:38 am (UTC)
Это из книги Karl-Heinz Frieser, Blitzkrieg-Legende: Der Westfeldzug 1940. По бою у Флавиона см.тж. Gérard Saint-Martin, L'Arme blindée française. Только я ошибся, у Роммеля фигурировало просто пять дивизий, а не пять такновых. Сейчас поправлю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kenigtiger
2006-03-16 10:21 pm (UTC)
Меня собственно, пять танковых смутили больше всего.
Подумал, неужели и на Роммеля борясоколов нашелся.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: kenigtiger
2006-07-17 11:49 am (UTC)
Которые фанерные на базе "фольксвагенов"?
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From: demoronizator
2006-08-31 10:27 pm (UTC)

кстати, если бы не Роммель

Союзники могли бы и не удержаться в Номандии и тогда Немцам был бы настоящий капут.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fon_rommel
2008-01-04 09:11 pm (UTC)
Хех))..
(Reply) (Thread)