?

Log in

No account? Create an account
О наведении порядка в НКИД - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

О наведении порядка в НКИД [Mar. 1st, 2007|12:08 am]
Книга бревна
[Tags|, ]
[dow |12,268.63]

3 мая 1939 г.

92 - Об аппарате НКИД (Решение ЦК ВКП(б) и СНК СССР)

Поручить т.т. Берия (председатель), Маленкову, Деканозову и Чечулину навести порядок в аппарате НКИД, выяснить дефекты в его структуре, особенно в секретной его части, и ежедневно докладывать о результатах своей работы т.т. Молотову и Сталину.


Такое вот решение Политбюро. Обращаю внимание на дату - 3 мая 1939 г. День замены Литвинова Молотовым. Наведение порядка в Народном комиссариате иностранных дел началось с замены наркома.

Упомянутый здесь Деканозов - это кадровый чекист, человек Берия, работал с ним в Закавказских органах с 1921 года. Потом перешёл на хоз.работу, занимал высшие посты в правительстве Грузии (нарком пищепрома, предгосплана и т.п.). Переехав в Москву в ноябре 1938 г., Берия вызвает его к себе; Деканозов долго не раздумывая бросает хлебные грузинские горы и едет. Под крылом у Берии он получает под себя сразу два отдела в ГУГБ - 3-й (контрразведка) и 5-й (разведка) плюс должность заместителя Наркомвнудела. Ненадолго. Под вот это решение Политбюро, 4 мая 1939 г. его переводят в Наркомнидел, заместителем Молотова. Паралельно с чистками Наркомата внутренних дел от "ежовщины" пошли чистки и Наркомата других дел, иностранных.

В ходе чистки Наркоминдела было обновлено полпредство в Германии. Астахов, "человек без которого не было бы пакта", был отзван 19 августа 1939 г. и попал под каток; самого полпреда, А.Ф.Мерекалова, вроде бы просто сняли (аккурат 1 сентября 1939 г.) и поменяли на А.А.Шкварцева, ранее работавшего секретарём парткома текстильного института и пришедшего в НКИД по райкомовской путёвке.

Вроде бы навели порядок на немецкой земле. Однако, как нам рассказывает сталинский лейб-переводчик Бережков, в ходе визита Молотова в Берлин в ноябре 1940 г., Шкварцев выглядел настолько жалко и некомпетентно, что "нарком после десятиминутного разговора предложил ему упаковать чемоданы и возвращаться домой". Вместо него в Германию приехал тот самый Деканозов, сохранивший за собой, впрочем, пост заместителя Наркоминдела. Он просидел в Берлине до самого 22 июня 1941 г.

Так вот к чему это я - смену Литвинова Молотовым обычно интерпретируют как внешнеполитический сигнал, своеобразную смену курса и т.п. Теперь я что-то засомневался. Может это просто эхо внутренних процессов? Начали "наводить порядок", добрались и до НКИДа.

А вот как это рассказывает сам Молотов:
В 1939 году, когда сняли Литвинова и я пришёл в иностранные дела, Сталин сказал мне: "Убери из наркомата евреев". Слава богу, что сказал! Дело в том, что евреи составляли там абсолютное большинство в руководстве наркомата и среди послов. Это, конечно, неправильно. Латыши, евреи... И каждый за собой целый хвост тащил. Причём свысока смотрели, когдая я пришёл, издевались над теми мерами, которые я начал проводить.

(Чуев Ф.Н. Молотов: Полудержавный властелин. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2000. - сс.332-333)


См.тж. заметку коллеги i_grappa на тему нац.состава руководства НКВД.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: humanitarius
2007-03-01 06:17 am (UTC)
Вполне логично. "Смена курса" вполне может быть производной от "наведения порядка"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-03-06 06:19 pm (UTC)
Я сейчас размышляю над возможностью, что смена курса и смена наркома вообще не связаны. Просто паралельные процессы, почти (но не в точности) совпавшие по времени.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mfdukn
2007-03-01 01:32 pm (UTC)
Очень может быть.
Кстати, есть у вас какие-либо соображения по ноябрьским 1940 года переговорам в Берлине?
Читал я о них в пересказе Бережкова, сложилось впечатление "разговора двух глухих".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-03-06 06:31 pm (UTC)
А вы почитайте ещё Безыменского, у него всёж-таки кругозор пошире. В некоторм смысле да, разговор слепого и глухого. Стороны очень по разному оценивали ситуацию, отсюда понять друг-друга были категорически не в состоянии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: monetam
2007-03-01 03:07 pm (UTC)
Наверное, тут смысл тот же, что и при замене Ежова Берией, как и ранее замена всяких Ягод, Менжинских и пр. Вовсе не "лица" были инициаторами и проводниками изменений направления внешней политики, тут СССР с Великобританией путать не стоит, аналогов проводить - тоже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-03-06 06:16 pm (UTC)
Нет, тут другое. Суть версии "смена Молотова - внешнеполитический сигнал" не в том, что Молотов или Литвинов как-то попределяли внешнеполитический курс СССР, а в том, что с образом Литвинова за рубежом срослось множество различных стереотипов. А Молотов мог начинать с чистого листа, не будучи связанным литвиновскими словами.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2007-03-01 04:18 pm (UTC)

О... вижу подвижки. Это радует.

Действительно, искать логику/смысл там, где их не может быть по определению - занятие глупое.

В назначении именно Шкварцева ("жалкого и некомпетентного") на пост полпреда в Германии хоть какая-то логика/смысл есть?
Полагаю, что не было - просто "взяли и назначили" - авось справится.
Тогда почему в назначении Молотова обязательно должен быть какой-то смысл/сигнал?

Страной управляли малообразованные уголовники.
И судить об их поступках следует соответственно.
(Replies frozen) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-03-03 01:22 am (UTC)

Re: О... вижу подвижки. Это радует.

mda... tolko kogda stranoj upravljali "ne-ugolovniki" vojnu prosrali (ja imeju vvidu 1914-1917). A vot "ugolovniki" umudrilis' ee viigrat!
(Replies frozen) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: agasfer
2007-03-02 03:31 am (UTC)
Да, типа "замена еврея Литвинова на нееврея Молотова означала курс на сближение с Германией." Это все гадания задним числом, вы правы.
(Reply) (Thread)
From: skeptiq
2007-03-02 04:14 pm (UTC)

По поводу Литвинова

есть упоминание в записке комиссии Шверника о том, что готовилось его убийство (если память не изменяет) по приказу Сталина. Что Вы об этом думаете?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-03-06 06:01 pm (UTC)

Re: По поводу Литвинова

А что за записка комиссии Шверника имеется ввиду?

Но информация довольно странная. Зачем его убивать, если можно как и всех других обвинить, скажем, в шпионаже? Обычно, убийство применялось против тех кого регулярными методами было не достать, а Литвинов вроде под рукой был, с 1946 г. нормальный номенклатурный пенсионер.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2007-03-04 08:55 pm (UTC)

Чуева с Молотовым не путать!

А вот как это рассказывает сам Молотов

Ну вот пожалуйста, и это историк пишет! Не "сам Молотов", а Чуев. Так ли ему говорил Молотов, или приблизительно так, или не совсем так, или совсем не так -- неизвестно.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2007-03-04 10:57 pm (UTC)

И вам - не болеть!

>Ну вот пожалуйста, и это историк пишет! Не "сам Молотов", а Чуев. Так ли ему говорил Молотов, или приблизительно так, или не совсем так, или совсем не так -- неизвестно.

"...Молотов в ней [этой книге] такой, каким его видел я, а главное, он говорит то, что действительно говорил. Подтверждение тому - десятки сохранившихся у меня кассет магнитофонных записей." (Чуев Ф.Н. Молотов: Полудержавный властелин. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2000. - с.16)

Ещё вопросы к автору "днимничка" есть? Или же последуют извинения?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
From: _devol_
2007-03-06 09:44 am (UTC)
У меня есть несколько вопросов к Вам.

1. Вы занимались вопросами советско-французского договора 1935 года? Был ли он официально расторгнут?

2. Формирование заявок на ленд-лиз - проходило всегда по заявкам советской стороны?

Заранее благодарен за ответы!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-03-06 05:46 pm (UTC)
1. Договор расторгнут не был. Более того, в ходе переговоров весны-лета 1939 г. французы неоднократно на этот договор ссылались. СССР его тоже официально не денонсировал, хотя после Мюнхена высказывался по поводу его скептически. С другой стороны в ситуации 1939 г. этот договор был бесполезен, поскольку не покрывал случая вступления СССР или Франции в войну во исполнение гарантий данных каким-либо третьим державам.

2. Тут не понял о чём вопрос? Не присылали ли нам насильно то что мы не просили? Ну, вроде нет, хотя тут не поручусь, по этой теме у меня есть существенные пробелы в знаниях. Вобщем-то поставки по ленд-лизу регулировались межгосударственными протоколами, которые составлялись, насколько я понимаю, как на основе предолжений союзников (вот это мы вам можем дать), так и на основе заявок советской стороны (вот это мы хотим). Были как случаи неудовлетворения советских заявок (по количеству и по номенклатуре), так и случаи ориентации на советские заявки: например танковая промышленность Канады в основном работала на советский фронт, поставив туда львиную долю выпуска "Валентайнов"; "Аэрокобры" в основном собирали для СССР, а "Кингкобра" и вовсе создавалась с учётом советских требований по доработке "Аэрокобры".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kenigtiger
2007-04-25 02:03 pm (UTC)

Оффтоп

В одной из старых дискуссий промельнули у нас немецкие грузовики-коневозы, о внешнем виде которых не было данных. Вот, нашлось по ходу дел:

31.15 КБ
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-05-14 03:13 am (UTC)

Re: Оффтоп

Ага, спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Re: Оффтоп - (Anonymous) Expand
From: (Anonymous)
2007-07-26 10:22 pm (UTC)
Позиции Литвинова были уже в 1937 подорваны. Он не принадлежал к ближнему кругу Сталина. Во время Большого Террора НКИД потерял своих лучших работников. Так возникли феномены Шкварцовых. В аппарат НКИД пришли люди без знания языков, полуобразованные. С 1937 по сути дела рухнули информационные структуры НКИД, не хватало послов, компетентных работников. Лучшие друзья Литвинова в аппарате НКИД - Крестинский и Стомоняков - были арестованы. По сути дела он был изолирован. НКВД собирало на Литвинова компромат. Удивительно, что его только сняли, а не послали в лагерь.
Постановление ПБ от 3 мая являлось началом большой чистки. До 1941 убрали почти всех работников литвиновсого времени. Поэтому нужно видеть в замене Литвинова Молотовым структурные и персональные процессы возникновения новой сталинской бюрократии. Вся дискуссия об изменеии внешнеполитического курса является достаточно гипотетичной. Система коллективной безопасности была по сути разрушена в Мюнене осенью 1938 года.
(Reply) (Thread)