?

Log in

Про оборону Чехословакии - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Про оборону Чехословакии [Nov. 30th, 2007|12:23 am]
Книга бревна
[Tags|, , ]
[dow |13,311.73]

В советской историографии было принято часть вины за Мюнхен возлагать на буржуазное правительстов Чехословакии. Капитулировали, дескать, вопреки воле народа, тогда как могли продолжительное время успешно сопротивляться. В качестве доказательства последнего утверждения приводилась такая табличка с соотношением сил на конец сентября 1938 г.:

Дивизий Танков Самолётов Людей
Германия Общая
численность
47 720 2,500 2,200,000
Армия
вторжения
39 720 2,400 1,825,000
Чехословакия Общая
численность
45 469 1,582 2,000,000
Армия отраже-
ния агрессии
37 400 1,500 1,645,000


(см. например здесь). На первый взгляд армии почти равные. Немцы имеют умеренное превосходство как в технике, так и в живой силе, но чехи зато опираются на выгодные для обороны рубежи и пояс укреплений. Однако, если взглянуть поближе, то можно увидеть, что табличка представляет собой классический случай, когда фальсификация сидит на передёрге и враньём погоняет. Числа по чешской армии завышены, по немецкой занижены в лучших традициях. Давайте посмотрим поближе.

Первое, что бросается в глаза это 2-млн. чешская армия. Так, на минуточку - Чехословакия тогда имела чуть больше 15 миллионов населения, в том числе 2,2 миллиона мужчин годных к военной службе, только 1,8 млн. из которых числилось в запасе вооружённых сил (1,27 млн. в запасе первого разряда и 542 тыс. в запасе второго разряда). Неужели весь запас выгребли? Нет. Как сейчас полагают, успели поднять только 1,128,000 человек, при плановой численности 1,280,000.

Не так сильно наврано в числе дивизий. Чешская армия военного времени насчитывала 21 пехотную дивизию (в т.ч. одна моторизованная) и 4 rychlých divizí (в буквальном переводе "быстрых дивизий", чаще переводят как легко-подвижные дивизии; Мельтюхов "лпд" передал как "лёгкие пехотные дивизии"), плюс 1-я пехотная дивизия развёртывалась по мобилизации в Пражский укрепрайон. Итого 26. Кроме дивизий имелись ещё 12 т.н. пограничных районов (hraničních oblastí), не имевших регулярной структуры, но каждый был примерно эквивалентен по силе дивизии. В пограничные районы входили погранвойска, крепостные войска, резервыне пехотные полки, бронепоезда, танки, артиллерия, - вобщем сборная солянка. Наконец, имелись две т.н. группы (skupini) в силе дивизии и одна группа в силе бригады, в 12-томнике эти группы почему-то названы "дивизии пограничных войск".

Всего, значит, 40 "дивизий" и одна бригада, сведённые в четыре армии и резерв ГК. Из них против Германи были развёрнуты шесть из девяти дивизий РГК, войска 1-й армии (10 дивизий), три из четырёх дивизий 2-й армии и 4-я армия (9 дивизий), итого - 28 дивизий. В 12-томнике почему-то войска 3-й армии тоже считают в составе "армии отражения агрессии", но это чистый передёрг. Армия была развёрнута в Словакии, т.е. против Венгрии и Польши, а никак не против Германии. Если считать её, в баланс нужно включать и поляков с венграми.

По количеству танков почти верно - чехи имели 350 танков и 70 танкеток, а вот самолётов было почти вдвое меньше. Всего около 950, в том числе 610 в первой линии. Тут правда возможно, что меньшая цифра взята по другой базе, например в большей учтены транспортные самолёты и самолёты связи, а в меньшей - только боевые; предположим что это так, тогда нужно брать сравнимые величины за немцев.

По немцам та же фигня, но в обратную сторону. Так, если количество дивизий в армии вторжения приведено верно, то всего, после подъёма ландвера у немцев было 59 дивизий. Танков у немцев на 1 октября 1938 года имелось 2,608 (1,468 PzI, 823 PzII, 59 PzIII, 76 PzIV и 182 командирских), а самолётов 3,307, в том числе 3,104 в первой линии. Впрочем, это самолётов всех типов. Если взять только боевые самолёты первой линии (т.е. истребители, бомбардировщики и разведчики), их будет 2,677, т.е. близко к значению таблички из 12-томника. Теперь табличку можно перерисовать:

Дивизий Танков Самолётов Людей
Германия Общая
численность
59 2,608 2,677 2,200,000
Армия
вторжения
39 2,000 2,400 1,825,000
Чехословакия Общая
численность
40 420 610 1,280,000
Армия отраже-
ния агрессии
28 ? ? 896,000


Несколько другая картинка вырисовывается, да?

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: runixonline
2007-11-30 05:43 am (UTC)
Если даже арифметически - картина та же самая. Армия вторжения всего лишь в два раза больше обороняющейся. Тогда как по канонам - трехкратное превосходство для наступающих - минимально необходимое.
Преимущество в танках неэффективно - ВСЕ возможные пути вторжения - горные дороги , прикрытые укрепрайонами.

Для полноты картины сравните численность РККА и финской армии.. И итог Зимней войны ....

ПС Просто финны воевали, а чехи предпочли пить пиво и исправно поставляли немцам технику для войны с СССР

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rjf_snyker
2007-11-30 05:51 am (UTC)
Причем,если я не ошибусь,работали не за страх,а на советсть
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-11-30 06:00 am (UTC)
Тогда как по канонам - трехкратное превосходство для наступающих - минимально необходимое.

Нет таких канонов, не выдумывайте. В большинстве успешных наступательных операций Второй мировой превосходство наступающего было двойным-полуторным. Немцы часто успешно наступали и при равенстве сил или даже немного уступая противнику.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-11-30 06:03 am (UTC)
ВСЕ возможные пути вторжения - горные дороги, прикрытые укрепрайонами

Это, кстати, неправда. Со стороны Австрии равнина, слабо прикрытая укреплениями.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: os80
2007-11-30 06:17 am (UTC)
Эти каноны, насколько я знаю, относятся только к участку прорыва.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tarkhil
2007-11-30 10:28 am (UTC)
Трехкратное - на направлении главного удара. При приблизительном равенстве сил на направлении главного удара трехкратка и получается.

В общем, при желании, чехи могли бы заставить гансов умыться кровушкой. Но, под давлением Англии и Франции...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sish
2007-12-02 12:13 pm (UTC)
Каноны превосходства штурмующих в три-пять раз ТАКТИЧЕСКИЕ. А не оперативные.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eleyvie
2007-11-30 07:50 am (UTC)
Просто чехи готовились к обороне.

А надо было извернуться и за несколько дней нанести упреждающий удар по немецким войскам.

Вермахт, который готовился только наступать, и не был готов к обороне, был бы опрокинут! Огромные запасы снарядов и сапог достались бы чешской армии в качестве трофеев!! Немецкие самолёты-шакалы были бы уничтожены на аэродромах!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rodgar
2007-11-30 11:58 am (UTC)

хехе

я в ХоИ так и делаю всегда :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: haeldar
2007-11-30 09:04 am (UTC)
Немцам чешские укрепления мало-мало кусай было нечем. У них с артиллерией на тот момент были серьезные напряги, что признавали все без исключения немецкие генералы в своих мемуарах
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-11-30 01:45 pm (UTC)
http://fat-yankey.livejournal.com/67016.html

Вы ведь вроде бы историк? Диссер пишете. Как не стыдно до такого журнализма опускаться: ...признавали все без исключения немецкие генералы в своих мемуарах ?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: fliger_alarm
2007-12-01 07:45 pm (UTC)

Там у чехов с укреплениями

беда была, если верить Кауфману.
Дж.Э. Кауфман Фортификация Второй Мировой войны 1939 - 1945. Европа. М., 2006.
С. 238
"Собственно "чешская линия Мажино", протянувшаяся от Трутново до Остравы, включала в себя большое число фортов, напоминавших форты линии Мажино. К сожалению, ни один из них не был закончен к осени 1938 года, хотя сторительство некоторых близилось к завершению, оставалось установить лишь артиллерийские орудия и башни, которые еще не были доставлены с заводов. Работы по строительству других фортов, которые чехи называли "тверзь", или крепость, едва были начаты."

С. 245-246
"Имевшиеся на всех оборонительных линиях простые бункеры модели 36 обычно занимали передовые позиции вдоль границы. Бункер этого типа не имел бронированных амбразур, никаких приспособлений и удобств для личного состава и не располагал наблюдательным оборудованием... Все они могли вести только фронтальный огонь и не были защищены от прямого огня противника. В лучшем случае бункеры этого типа могли выдержать попадание 75-мм снарядов, поскольку их стены и крыша, как правило, имели толщину 0,6м. Расчет одного такого бункера в зависимости от типа составлял от двух до шести человек, вооруженных легким пулеметом. К 1937 году было изготовлено свыше 850 таких укрытий".
С. 248
"Смолков, Гурка, Боуда, Адам и Ганичка, строительство которых было начато в 1936 году, к 1938 году были праткически введены в строй, Оставалось только оснастить боевые блоки и завершить установку внутреннего оборудования. Несмотря на то, что некоторые колпаки уже были установлены, башни и артиллерийские орудия еще не были доставлены на позиции. В Ореле, Скутине, Добросове, и Баби работы начались только в 1937 году, а в Сибенице - в начале 1938 года.... Смолков был единственным фортом, завершенным в том районе, где немцы планировали одно из самых крупных наступлений на чешских флангах, но он также не получил артиллерийское вооружение"
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: andyu_vrai
2007-11-30 10:01 am (UTC)

Спасибо, Игорь. Интересный фактик. (+)

У меня вопрос несколько в сторону : читали ли вы где-нибудь о французских довоенных "КШУ" ? И освещалась ли эта тема где-нибудь ? Заранее спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: chestnut_ah
2007-11-30 12:39 pm (UTC)

Re: Спасибо, Игорь. Интересный фактик. (+)

Я вот где-то читал, что немцы проводили КШУ по фалль Грюн, и чехи должны были схлопнуться за 10-14 дней...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-12-01 11:39 pm (UTC)

Re: Спасибо, Игорь. Интересный фактик. (+)

Полистал что у меня есть, но каких-либо аналогов КШУ не нашёл.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oldadmiral
2007-11-30 02:03 pm (UTC)
Спасибо, весьма познавательно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2007-11-30 06:49 pm (UTC)
А не нужно ли еще сделать поправку на ненадежность словаков, поляков и украинцев в составе чешских ВС?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-11-30 06:53 pm (UTC)
А главное - немцев, которых в Чехословакии было примерно 20%. Каждый десятый офицер был немцем.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: fliger_alarm
2007-12-01 08:10 pm (UTC)

Кстати...

... как раз на днях перебирал статьи П. Шрамека и П. Минаржика именно с этого ресурса http://armada.vojenstvi.cz/
Там вырисовывается очень интересная картина реформы чехословацкой армии, начатой с 1933 года. Все "как у больших", вплоть до курса на полную моторизацию армии.

А вообще у чехов там такие начертание границ, расположение центров промышленности и уязвимость сырьевой базы, что "три недели как срок сопротивления", о которых вроде бы (не припоминаю точно где встретил) Людвиг Крейчи сообщил политическому руководству, похоже, и есть максимум возможностей чехов.
На мой взгляд - без "больших" никак.

Другое дело, если за эти три недели сопротивления изменилась бы политическая позиция Франции.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2007-12-03 12:45 am (UTC)

А-а, продолжаете тему :)

В советской историографии было принято часть вины за Мюнхен возлагать на буржуазное правительстов Чехословакии. - Ну и в чём советская историография ошибалась?
А если посмотреть соотношение РККА и Финской армии на 1940-й год, по танкам, самолётам, крейсерам :) - то, само начало сопротивления финнов нелогично. А в реальности...?

Как бы воевали чехи в 1938-м мы не знаем. И не узнаем. А в ВОВ Людвиг Свобода и его люди воевали неплохо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-12-03 01:10 am (UTC)

Тема тут другая

Тема не та, что советская историография ошибалась, а та, что это утверждение в совесткой историографии обосновывалось с помощью вранья и передёрга.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dobryj_manjak
2007-12-03 01:46 pm (UTC)

Вопросег

Про танчеги.
В принципе по объёмам производства должно быть где-то так. Но куда они девались? Это же 26 батальонов примерно?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dobryj_manjak
2007-12-03 01:47 pm (UTC)

Re: Вопросег

В смысле, не видно их место в структуре армии вторжения. Там же всего 3 тд, ну ещё 3 лпд.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dobryj_manjak
2007-12-03 02:27 pm (UTC)
По поводу вот этой вашей статьи, если не возражаете.

http://journal.kurtukov.name/?p=35#more-35
У вас в блоге, кажется, этой темы нет.
Не каждется ли вам, что в данном случае вы сравнивает тонны и километры? У немцев, похоже, учтены только боевые подразделение, некий расширенный аналог наших "штыков" (где-то читал, что у них был такой тип подсчётов - считали пехоту, миномётчиков, разведчиков, противотанкистов и т.д., называлось это, кажется, боевой численностью). То, что это именно немецкий аналог наших штыков, подтверждает ещё и низкая численность "иностранцев". Наши ХИВИ явно в это число не попали. Кроме того, люфтваффе представлено смешным числов в 1 тыс. человек. Видимо, тоже не посчитали их многочисленные тыловые подразделения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2007-12-03 08:35 pm (UTC)
1. Нет, по немцам там приведена Iststärke, а аналог наших штыков - это Kampfstärke.

2. Наши Hiwi естественно не считались среди иностранных военных формирований, поскольку входили в состав немецких дивизий. Посчитаны ли они вместе с немцами сказать трудно, но даже если не посчитаны это даёт добавку около 250 тыс.ч.

3. Тыловые подразделения люфтваффе нужно искать в составе воздушных сил, а в табличке - сухопутные войска. Те люфты которых вы видите в табличке это скорее всего зенитчики приданные сухопутным войскам.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)