?

Log in

Самые усталые люди войны. - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Самые усталые люди войны. [May. 2nd, 2008|12:07 pm]
Книга бревна
[Tags|]
[dow |13,026.29]

Рассказывают, что лётчиков люфтваффе называли "самыми усталыми людьми войны". Не знаю уж так ли это, но вот лётчиков советских и союзных ВВС "самыми усталыми людьми" явно не назовёшь.

Например, в 1943-44 годах советские фронтовые ВВС сделали в среднем по 6-7 боевых вылетов в месяц в расчёте на один самолёт в строю. Правда, в 1945 эта цифра вырастает до 10 вылетов на самолёт в месяц. Такое изменение, вероятно отчасти связано с "закрытием" пассивных фронтов типа Карельского.

Аналогичные показатели и у американских тактических ВВС. От высадки в Нормандии и до V-Day среднемесячный налёт на самолёт составил 8 вылетов. Пиковыми месяцами были июнь 1944 (13 вылетов на самолёт) и март 1945 (12 с половиной вылетов на самолёт). Истребители летали больше (в среднем 9 вылетов в месяц), бомбардировщики - меньше (в среднем 4 вылета в месяц).

Стратегическая авиация летала даже более расслаблено. Советская дальняя авиация с течением войны снижала активность с 8 вылетов на самолёт в месяц в 1943, до 4 с половиной в 1944 и около 3 в 1945. Американские стратеги за время действия Второго фронта в среднем делали по 5 вылетов на машину в месяц, в пиковые месяцы - по 7.

Истинным курортом была советская авиация ПВО. При том, что её численность непрерывно росла (от 1500 самолётов в начале 1943 до 3200 самолётов в конце войны), количество боевых вылетов закономерно снижалось (с 40 тыс. в 1943, до 30 тыс. в 1944 и 1700 вылетов в 1945). В итоге, истребители ПВО даже в 1943 делали меньше 2 боевых вылетов на самолёт в месяц, а к 1945 этот показатель упал до одной десятой.

Я конечно не думаю, что лётчиков ВВС антигитлеровской коалиции следует называть "самыми отдохнувшими людьми войны". Да и кроме боевых вылетов были и небоевые. Но всё же режим боевой работы "три часа в трое суток", а то даже и "один вылет в неделю" - впечатляет. Противники Германии вполне могли себе позволить не расходовать своих лётчиков на износ - самолётов и лётчиков было много. Правда не всегда. Например в 1941 году режим боевой работы советских фронтовых ВВС и истребителй ПВО был заметно более напряжённым. По 15-18 бовых вылетов на самолёт в месяц.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: q_spoiler
2008-05-02 04:48 pm (UTC)
Ресурс двигателя был 80 часов. С этим тоже связано.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: svjatoy
2008-05-02 05:39 pm (UTC)

Не был.

Был больше.
Вот так по памяти, у М-105ПФ - 100-150 моточасов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Re: Не был. - (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: agasfer
2008-05-02 04:49 pm (UTC)
А как насчет RAF? Такой же расслабон?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mfdukn
2008-05-03 09:20 am (UTC)

Хехе

Если брать август-сентябрь 1940 - то до "расслабона" им было весьма далеко :)
После 22.06.1941 - практически да, кроме стратегов, конечно.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: svjatoy
2008-05-02 05:46 pm (UTC)

В зависимости от боевой задачи.

Для работы штурмовой (да и вообще ближнебомбардировочной) авиации показательно именно число самолёто-вылетов.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: husainov
2008-05-02 05:12 pm (UTC)
Я читал, что наши летчики летали по два раза в день.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: svjatoy
2008-05-02 05:44 pm (UTC)

Когда как.

Если оперативная обстановка требовала, то истребители могли и шесть, а на Севере (где круглосуточный день) бывало и по двенадцать.
Но это было скорее исключение.
Обычно это один раз в день для бомбардировочной авиации, и один-два - для истребительной.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: klaaz
2008-05-02 05:53 pm (UTC)
У советских ВВС это, на мой взгляд, зависит от общей тактики использования авиации - для непосредственной поддержки сухопутных войск, а не для "свободной охоты", как у немцев. Нет наступления (контрнаступления)- авиация летает реже. Кроме того, во многом управление авиацией у советского командования было далеко от идеального и отсюда - вынужденные "простои" авиации. Авиация также часто не летала из-за трудностей со снабжением (опять же из-за больного вопроса управления). Например, во время освобождения Крыма в апреле-мае 1944 г. морская авиация испытывала постоянную нехватку горючего (+ в торпедоносной авиации (на всех флотах) наблюдалася настоящий торпедный "голод").
В ВВС "пассивных" фронтов (в т.ч. Онежского и Карельского)преобладали устаревшие машины с изношенным моторесурсом, использовать их с большей интенсивностью было бы затруднительно.
Про низкий КПД авиации ПВО - претензии к Герингу :)
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
From: savage1410
2008-05-02 05:56 pm (UTC)
Показательно, что тот же Хартманн провёл 1400 боевых вылетов, хотя воевал с конца 1942. А Покрышкин всего 650, хотя воевал с начала войны. т.е. у Хартманна было примерно 1.4 вылета в день, а у Покрышкина 0.44 в три раза больше. Понятное дело, что пилоты люфтваффе вполне могли попасть под такое определение.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-05-02 07:08 pm (UTC)

Заметное непонимание терминов

почитайте воспоминания, собранные Драбкиным - бывало в конце войны, по месяцу не встречали немца в воздухе, вылетая на патрулирование. Соответственно получалось - за месяц ни одного боевого вылета.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: che_burashka
2008-05-02 07:28 pm (UTC)
Как отмечали умные люди, в частности, Исаев, это было одной из причин феноменальных рекордов по сбитым немецких асов, и намного более скромные показатели союзнических. Меньше летаешь - меньше сбиваешь. И наоборот.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: vladimir000
2008-05-02 07:39 pm (UTC)
Так ведь "боевые" вылеты определялись по разному в разных странах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: defroster
2008-05-02 09:18 pm (UTC)
да уж. Советская фронтовая авиация была курортом, дальше не было.
Хитом курортного сезона была штурмовая авиация в 1941-42 годах, с одной потерей на 7-8 вылетов, в отдельных санаториях доходя до 3-4 вылетов.


Советую, постинг продублировать на ВИФе)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: svjatoy
2008-05-02 09:36 pm (UTC)

Никто не говорит о курорте.

Говорят о количестве вылетов в месяц.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: green_simbir
2008-05-03 12:50 am (UTC)
А расчёт ведётся исключительно по данным самолётов?

Не скажу про вторую половину войны, но у того же Драбкина встречались воспоминания первой половины войны такого характера: В ходе тяжёлых воздушных боёв складывалась ситуация, когда пополение самолётами эскадрилий происходило значительно быстрее, чем пополнение лётным составом. Т.е. были моменты, когда лётчики выбирали, из 2-3 самолётов, на которых они могли совершить вылет. Напряженность в такие периоды достигала 3-4 вылетов в день. "Рекорд" упоминаемый 6 вылетов. Но опять же, это пиковые значения, а были, наверняка, и тихие периоды "переформирования".

Интересно, каково было "среднестатистическое" соотношение экипаж(пилот)/самолёт в эскадрильях?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: svjatoy
2008-05-03 05:16 am (UTC)

По разному.

В начале войны было наиболее характерно соотношение 2-3 летчика на 1 самолёт.
Начиная с 1943 года соотношение обычно держалось в районе 1 лётчки на 0,9-1 самолётов.
С 1944 - 1 летчик на 1-1,3 самолёта. Т.е почти в каждом авиаполку был самолётный резерв.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ex_konst_lj837
2008-05-03 01:25 am (UTC)
А что подразумевается под боевым вылетом? Просто вылет самолёта на какое-либо задание, или вылет где воевать приходилось?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tarkon
2008-05-03 03:17 am (UTC)
Именно где воевать приходилось. У Драбкина очень хорошо прослеживается в отдельных воспоминаниях: "прилетаешь уставший, едва целый, а вылет за боевой не засчитывается. Это уже потом вылеты на сопровождение стали считать боевыми вне зависимости от воздушного боя". Цитата по памяти, так что мог несколько ошибиться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sgustchalost
2008-05-03 09:15 am (UTC)

шуточки

Если помните, в "уловке-22" сюжет крутится вокруг числа боевых вылетов, после которого летчика (стрелка, штумана и пр) американского бомбардировщика отправляли домой.

В начале было, кажется, 25. Пошагово увеличили до - о, ужас! - 70 к концу войны.
Не документ, конечно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mfdukn
2008-05-03 09:15 am (UTC)
Ну, сравнивать ДБА с фронтовыми истребителями некорректно: у дальников каждый вылет - это, как минимум, несколько часов полета.По времени - эквивалент примерно от трех до десяти вылетов истребителей.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eugend
2008-05-03 09:20 am (UTC)

Вопрос по определению понятия "боевой вылет"

Исходя из того, что в ВВС РККА с сентября 1942 года боевым вылетом считался только тот, в котором

"истребители имели встречу с воздушным противником и вели с ним воздушный бой, а при выполнении задачи по прикрытию штурмовиков и бомбардировщиков считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника" (см. здесь: http://kris-reid.livejournal.com/302977.html),

и если например в ВВС союзников и у немцев боевыми считались - как в РККА до сентября 1942 года - "любые вылеты на поле боя",
то правильно ли я понимаю, что приведенная здесь статистика, может быть сильно искажена?


http://vif2ne.ru/nvk/forum/5/co/1613670.htm
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mfdukn
2008-05-03 09:21 am (UTC)
Однозначно да.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-05-03 12:40 pm (UTC)

Не пойму отчего такой сыр-бор...

В общем-то такая интенсивность вещь вполне очевидная и прослеживается на всех уровнях - как на примерах отдельных летчиков и частей, так и в целом по ВВС.
Ну а что касается "самых усталых людей из Люфтваффе", то вот вам кусочек информации для аналогичного расчета:

http://www.lesbutler.ip3.co.uk/jg26/thtrlosses.htm

Посчитайте и удивитесь - все в духе мировых тенденций, никаких чудес...
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: svjatoy
2008-05-03 06:03 pm (UTC)

Re: Перенос из длинной ветки

"Все остальные типы авиамоторов, строившихся в 1940-м советскими заводами, являлись копиями или модификациями иностранных конструкций, хотя некоторые из них уже довольно далеко ушли от своих прототипов. Вот тут-то и крылись корни отставания."

Так всё-таки в чём крылись "корни отставания" - в том, что копировали импортные двигатели или в том, что далеко от них ушли? :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: dr_guillotin
2008-05-03 05:32 pm (UTC)
Если кто-то будет раскапывать происхождение фразы про усталых людей, то я ее впервые услышал в офф-лайне, от главного консультанта поисковиков К.Степанчикова. Он, как я понимаю, почерпнул ее в журнальчиках типа Landser или Alte Kameraden.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mammoth_spb
2008-05-04 11:17 am (UTC)
Ну кто там больше всех устал выяснять - занятие наверное бесполезное. По мемуарами майора Липферта из JG52 они делали по несколько вылетов в день. Рудель в мемуарах пишет аналогичное.

Однако! Есть книги Артёма Драбкина "Я дрался на истребителе" и "Я дрался с асами люфтваффе". Там собраны рассказы и интервью со строевыми лётчиками. Так вот - в нескольких местах "неподственные участники" рассказывали, что в 41-43 годах летали очень много, по несколько вылетов в день. Вот это интервью, например, там было:
http://www.army.lv/?s=997&id=2151

"Потери большие, особенно под Сталинградом. Я помню, пришло пополнение - 15 летчиков. Садиться да взлетать - все, что они умели. А бой они не представляли. Их надо было вводить в строй. Это было тяжело. Я, как командир полка, понимал, что быстрый ввод в строй не состоится, и я их потеряю, через месяц их не будет! И так оно и было. Что я сделал? Я отправил командира эскадрильи Решетова под Эльтон тренировать эту группу. Время идет, потери идут. Стариков осталось человек двадцать, и каждый день - по 4-5 вылетов. "

"Под Сталинградом пропустить свою очередь было невозможно. Я сам был бы подлец, если бы вместо меня кто-нибудь полетел. А порой, чувствуешь себя неважно. Жара, пыль, нагрузка ужасная. Есть ничего не хочется. Помню арбузной мякоти принесут, пососешь и - все Кормили нас хорошо: и борщ был, и мясо. Но ничего не хотелось. Придешь с полета, повесишь шлемофон, на брезент в землянке ляжешь, и перед тобой весь этот кошмар проходит. Обдумываешь, почему этот так пошел, а другой - вот так. Через 30-40 минут опять идти. "

Другой вопрос, что одно свидетельство погоды не делает... Но дык и JG52 Липферта считалось лучшим истребительным подразделением, ими все дыры затыкали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ecoross1
2008-05-04 05:56 pm (UTC)
Да, в наших мемуарах и интервью неоднократно встречается схожее с немецкими число вылетов в день для опытных летчиков. Просто зачем изнашивать людей и технику? Чтобы войска через неделю боев остались без прикрытия?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: chronicrpg
2008-05-05 02:06 pm (UTC)

Re: Перенос из длинной ветки

(Зевая.) Источники? По каждому из пяти утверждений, плиз.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: monetam
2008-05-07 04:53 am (UTC)
С математическими методами нужна осторожность. Если взялись определять " усталость летчика", то и нужно определять количество вылетов на одного летчика за еденицу времени.
Ну, а основная часть обсуждающих начинает сравнивать количество вылетов на одну машину за еденицу времени.Оттого и нет веры в определение именно "усталости летчика", а не машины.
Делить списочное количество машин на количество вылетов - неверный метод.
У меня отец был зампотехом авиаполка в перестроечное и ельцинское время. Так вот, заурядным было дело, когда по списку - одно количество самолетов, а реально стартовать с ВПП могут только четверть. Остальные в ремонте разной степени. Но летчики на оставшихся все-таки летали, хотя, конечно, и не так много, как в 70-е - пер. пол.80-х годы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: severr
2008-05-13 07:48 am (UTC)
мы взлетали как утки с раскисших полей
девять вылетов в сутки - куда веселей?
(Reply) (Thread)