?

Log in

Der Japanflug - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Der Japanflug [Nov. 24th, 2009|10:14 pm]
Книга бревна
[dow |10,433.71]



На картах военно-политической обстановке к шестому и седьмому томам "Истории второй мировой войны" можно видеть синий самолётик, взлетающий где-то с Родоса, пролетающий над Афганистаном и приземляющийся во Внутренней Монголии, в городке Баотоу. Подпись гласит, что перед нами "авиалиния связи между Германией и Японией".

Неужели существовала такая связь? - подумалось мне. Но тогда особенно искать не стал, а намедни ответ сам собою приплыл в руки.

История такая: В январе 1942 года, вскоре после вступления Японии в войну, Германия, Япония и Италия подписали военную конвенцию, один из пунктов которой предусматривал как раз организацию воздушной связи (Luftverbindung) между этими странами, буде к тому возникнет техническая возможность.

Ничего технически невозможного в этом тогад не было, хотя задачу решить предстояло нелёгкую - беспосадочный перелёт на 6-7 тысяч километров, частью над вражеской территорией. Уже в январе Люфтганза выдала предварительные соображения по вопросу. Для таких перелётов можно было бы использовать летающие лодки BV 222 либо четырёхмоторные транспортники FW 200. Естественно, после соответствующего дооборудования. Например, BV 222 требовал установки дополнительных топливных баков на 3000 литров и маслянных на 200. Лететь предполагалось из северной Норвегии до Японии, в основном над территорией СССР. Япония высказала возражения, поскольку полёты через Сибирь создавали осложнения в отношениях с СССР, чего Япония всеми силами стремилась избежать.

В марте, после захвата японцами Рангуна, возникла идея южного маршрута - Родос, Сирия, Ирак, Иран, Северная Индия и Рангун. Однако. Влом-унд-Фоссы (которые должны были обслуживать этот маршрут) Ешоннек берёг, - уникальная машина, имевшаяся в считанных экземплярах, - поэтому проект осуществлён не был.

Люфтганзу тут обошли Итальянцы. Дуче к тому времени имел "дальнобойную" модификацию трёхмоторного лайнера S.M.75, так называемый S.M.75 GA (grande autonomia). В марте 1942 года такой самолёт слетал с Родоса на Сомали с грузом вдохновляющих листовок для итальянского населения этой утерянной колонии. В июне того же года он отправился из Рима в Токио. Первая посадка была в Запорожье, где в баки залили ни много, ни мало 12,000 литров бензина, и в ночь на 1 июля самолёт взлетел курсом на Баотоу. Чуть более 6000 километров преодолели за 21 час и 14 минут (да, совсем другие скорости тогда были). Там самолёт перекрасили в японские цвета, снабдили японским навигатором, и 3 июля Савойя прибыла в Токио. Через полторы недели, тем же маршрутом, итальянцы отправились домой и 20 июля дуче лично встречал геройский экипаж на аэродроме Гвидония. Полёт имел чисто престижное и символическое значение. Ничего более существенного чем "приветы мартышке" на борту не было.

Второй полёт, на этот раз по южному маршруту (через северную Африку и Рангун), итальянцы намечали на осень 1942 г., но по разным причинам не сложилось.

Немцкие и японские ведомства иностранных дел тем временем продолжали обсуждать возможность организации более или менее регулярного воздушного сообщения. Хотелось оперативно возить туда-сюда бумаги и людей. Думалось, что можно более плотно координировать планы. Риббентроп носился с идеей перегнать два BV 222 в Японию, но руководство Люфтваффе выдвинуло прежние возражения. "Кондоры" тоже были заняты более важной работой. К весне 1943 года выросла идея задействовать на этом маршруте Ju 290, который после некоторого дооборудования мог пролететь 8000 километров с двумя тоннами полезного груза. В частности, думалось возить из Японии вольфрам. Отрабатывались различные маршруты: Наутси(Финляндия)-Сахалин, Кировоград-Баотоу, Одесса-Ханькоу, Одесса-Андаманские острова. Остановились на сверном варианте.

Тем временем, японцы в качестве алаверды выслали в июле 1943 г. из Сингапура в Европу двумоторный Ki-74. Но самолёт пропал без вести.

К февралю 1944 г. немцы сформировали эскадрилью из трёх специально модифицированных Ju 290 A-9, и совсем уж было собрались лететь, но японцы высказали возражение против маршрута через северную Сибирь, опять опасаясь дипломатических осложнений с СССР. В июле обсуждалась возможность рейсов из Болгарии на Ханькоу, в обход советской территории. Однако, тем временем кончились заготовленные модифицированные самолёты.

В декабре 1944 проект пережил последнюю судорогу. Возникла идея отправить генерала Ульриха Кесслера, нового военного атташе в Токио по воздуху. На Юнкерсе опять начали готовить модифицированный самолёт, но дело шло туго и в конце концов генерал уплыл на подводной лодке.

В итоге, никакой регулярной "авиалинии связи между Германией и Японией", отображённой на карте из солидного двенадцатитомника организовано не было. Единственный удачный перелёт провели итальянцы, а немцы так и застряли на стадии организации и планирования. Итальянский же полёт, при внешней эффектности, не имел никакого практического смысла.

Если бы я был историком XIX века, я бы тут непременно сделал поспешное обобщение по поводу национального характера романских и германских народов. Но я живу в скучную постпозитивистскую и даже постмодернистскую эпоху, поэтому оставлю обобщения тем кто ещё смеет их делать. Впрочем, эпоха имеет и свои преимущества. Так, в наше время каждой сепульке уже посвящена собственная монграфия. Есть такая и по поводу подготовки полётов в Японию. Те, кто хотят познакомиться с вопросом подробнее могут читать:

Peter Herde, Der Japanflug. Planungen und Verwirklichung einer Flugverbindung zwischen den Achsenmächten und Japan 1942-1945. F. Steiner: 2000, ISBN: 3-5150-7587-9
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: p_chuchundrin
2009-11-25 04:27 am (UTC)
А вообще-то штатно как Рейх с Японией сносился?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: obergefreiter
2009-11-25 05:12 am (UTC)
Суда-блокадопрорыватели, с 44-го года -- лодки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: paul_atrydes
2009-11-25 04:54 am (UTC)
Игорь, а что там с союзниками Германии? :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eugene_gu
2009-11-25 05:49 am (UTC)
>более существенного чем "приветы мартышке"
********************************
Двусмысленно получилось :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lord_k
2009-11-25 06:27 am (UTC)
Спасибо, с большим интересом прочитал. Никак у меня все это не складывалось в общую картину. Теперь - сложилось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: panzer_papa
2009-11-25 06:34 am (UTC)
=Влом-унд-Фоссы=
Влом, ага :)

И - пропущен момент с попыткой полета через Калмыкию.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alex_brab
2009-11-25 07:33 am (UTC)
ага, то же вспомнил
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: skydog
2009-11-25 10:45 am (UTC)

с Калмыкией вообще темна вода в облацех...

Над Калмыкией летали, садились, радиоигрались а вот что бы в Японию - как то нет нормальной информации. Похоже что не летали...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2009-11-25 07:40 am (UTC)
Самолеты-призраки Третьего Рейха. Секретные операции Люфтваффе
Издательства: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, Харвест, 2007
Там есть целая глава посвященная вопросу про перелеты между Японией с одной стороны и Германией и Италией с другой.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: fat_yankey
2009-11-25 11:14 am (UTC)
Про танковые бои под Сенно-Лепель - есть. Про бои под Жамблу тоже есть, но статьи, не монография.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: mfdukn
2009-11-25 09:50 am (UTC)
Как, а Фокке-Вульф-200, отловленный в Казахстане доблестным НКВД - байка, штоле?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: skydog
2009-11-25 10:46 am (UTC)

нет, не байка

но это другая история - ищите по радиоигре "Арийцы" и операции "Соленое озеро"
(Reply) (Parent) (Thread)
From: mike_russia
2009-11-25 10:30 am (UTC)

Не корректный перевод?

//...снабдили японским навигатором...
Может штурманом (человеком)? А то звучит двусмысленно: как-будто уже тогда были японские навигаторы (электронные устройства).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2009-11-25 12:04 pm (UTC)

Re: Не корректный перевод?

Мне нравится эта двусмысленность. Правильное название должности штурман-навигатор,можно сокращать с любой стороны.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alacsony
2009-11-25 12:34 pm (UTC)
>во Внешней Монголии, в городке Баотоу

судя по карте, всё-таки во Внутренней
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2009-11-25 12:36 pm (UTC)
Упс. Вы таки правы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2009-11-27 03:24 am (UTC)

памяти 16-го "Ленинца" Тихоокеанского РККФ

навигатор и штурман - одно и то же. Только разные языки, разные термины, у нас голландский, спасибо Петру Алексеевичу Романову. Возражения? - на Пе-2, штатное название должности: (просто) - штурман. Хотя он и есть бомбардир, Что и так понятно. А навигатор, появляющийся у нас в языке сейчас всё чаще и чаще, просто дань нашей нынешней американоцентричности в языке, как смена термина "мотороллер" на "скутер", "аквалангиста" на "дайвер", и так далее.


в городке Баотоу - ха!, забавные совпадения - нынешний Центр всего красно-китайского танкостроения.)


"Япония высказала возражения, поскольку полёты через Сибирь создавали осложнения в отношениях с СССР, чего Япония всеми силами стремилась избежать" - а им-то чего беспокоиться в эти годы? Почему не наоборот?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2009-11-27 03:50 am (UTC)
"В марте 1942 года такой самолёт слетал с Родоса на Сомали с грузом вдохновляющих листовок для итальянского населения этой утерянной колонии."
******************************************************
Зато в мае они уже делом занялись.

"23 мая 1943 года с аэродрома Гаддура на острове Родос поднялись два SM.75GA (ММ60534 бортовой код I-TAMO и ММ60539 бортовой код I-BUBA), которые пилотировали маджиоре Джуилио Чезаре Вилла и капитано Пероли. Перед экипажами транспортников ставилась совершенно несвойственная им задача по нанесению бомбового удара по аэродрому Гурэ (Эритрея), где располагалась большая авиабаза американской авиации. Протяженность полета составляла около 6000 км, но по пути выяснилось, что на самолёте ММ60539 горючее расходуется слишком быстро и к Гурэ направился только ММ60534, а первый экипаж отбомбился по Порт-Судану. Выполнив задание оба самолёта вернулись на Родос, причем после бомбардировки американской базы на ней возник крупный пожар".
http://www.airwar.ru/enc/cww2/sm75.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2009-11-27 04:34 am (UTC)
Надо заметить, что ММ60539 - это как раз тот самый, который летал в Токио. Ну и "делом" назвать однократную бомбёжку двумя машинами, конечно, сложно - такая же вобщем-то бессмысленная демонстрация.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: v_rodyonov
2009-12-17 12:07 pm (UTC)
Еще упоминают кое-где другой интересный германский "дальний авиабросок" - в 1918 году немецкий огромный дирижабль из Болгарии летал в немецкую Восточную Африку на связь с воюющим там Леттов фон Форбеком. Расстояние вполне сравнимо.

P.S. Хотел Вас пригласить-попросить посмотреть и оценить такие статистические наброски по числу занятых в Германии в 1944 году иностранных рабочих http://v-rodyonov.livejournal.com/3864.html, у Вас всегда очень точные и новейшие данные, более точные чем в советских работах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2009-12-17 04:08 pm (UTC)
Да. Это интересная была бы операция для своего времени. Если бы удалась. Но L-59 собирался выполнять не рейд, а полёт в один конец.
http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/08.html

А хорошая у вас картинка! :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: patetlao
2009-12-17 05:11 pm (UTC)

выслали ... двумоторный Ki-74

эти указывают, что Ki-77
http://www.airwar.ru/enc/xplane/ki77.html

"После решения всех проблем на Ки 77 20-21 апреля 1943 г был совершен беспосадочный перелет из Фусса под Токио до Сингапура протяженностью 5330 км за 19 часов 13 минут. Второй опытный самолет был облетан через месяц. Его готовили к перелету в Германию. Самолет стартовал 7 июля 1943 г, но пропал где-то над Индийским океаном предположительно был сбит британскими истребителями."
(Reply) (Thread)