?

Log in

No account? Create an account
Про народно-гренадёрские дивизии. - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Про народно-гренадёрские дивизии. [Jun. 7th, 2010|08:17 am]
Книга бревна
[Tags|]
[eur |марс в созвездии льва]
[dow |9,931.97]

В девятом томе 12-томника "Истории второй мировой" в разделе "Вооруженные силы и особенности военного искусства фашистской Германии и милитаристской Японии" написано:

Характерной переменой в тактическом звене вермахта явилось начавшееся в июле 1944 г. формирование так называемых народно-гренадерских дивизий. По структуре они почти не отличались от пехотных дивизий, но в вооружении и моторизации значительно уступали им. Такие соединения комплектовались из военнослужащих авиации и военно-морского флота, имевших ограничения по состоянию здоровья, а также из лиц, которые ранее не подлежали призыву в вермахт либо по возрасту (пожилые, подростки), либо по своей специальности, особо важной на производстве.


Ссылка в тексте только одна: после первого предложения стоит сноска на "Сухопутную армию Германии" Мюллера-Гиллебрандта. Надо ли говорить, что в Мюллере нет ничего ни про худшее вооружение и моторизацию народно-гренадёрских, ни про комплектование их отбросами.

После такого текста особенно познавательно почитать, что же пишут про народно-гренадерские дивизии сами немцы.

Как известно, союзникам после войны достался не только фон Браун, но и немалое количество немецких генералов. Все они были многократно опрошены и засажены писать интересующую союзников аналитику (собственно книжка Мюллера-Гиллебрандта родилась как раз из его работ, выполненныхпо заданию американцев). Писали немцы свои тексты по самым разнообразным аспектам боевой деятельности Вермахта, есть среди этих текстов и тесктик по народно-гренадёрским дивизиям (Foreign Military Studies, P #065).

Опрошенные работники орготдела Генштаба и командиры таких дивизий рассказывают совсем другие истории.

Например по вооружению, оказывается, народно-гренадёрские не уступали, а превосходили обычные дивизии ибо туда в первую очередь направлялись, скажем, штурмовые винтовки (каждая гренадёрская рота имела два взвода "автоматчиков" вооружённых штурмгеверами). И моторизованы они были не хуже (хотя и не лучше), чем современные им пехотные дивизии.

И личный состав туда оказывается направлялся не худший, а лучший - кадр дивизий формировался из отборных офицеров, унтер-офицеров и солдат, имеющих боевой опыт, а добивались до штата молодёжью нового призыва (1926 и 1927 годов рождения). После 20 июля 1944 все "народные" части (куда кроме фолькс-гренадиров входили фолькс-артиллеристы, фолькс-реактивные миномётчики и др.) подчиняются в строевом отношении Гиммлеру, и получают специальный порядок комплектования. В октябре, в управлении по персоналу создаётся даже специальный отдел для комплектования "народных" частей.

Несколько раз в тексте народно-гренадёрские дивизии сравниваются с гвардейскими дивизиями Красной армии - тоже, дескать, элитные и лучше вооружённые соединения.

Впрочем, это конечно всё в идеале. на практике, как отмечают опрошенные, народно-гренадёрские дивизии были брошены в бой раньше, чем успели завершить боевую подготовку. В результате, молодые новобранцы не успели образовать прочный сплав с ветеранским кадром этих дивизий, отчего дивизии показали себя в бою хуже, чем от них ожидали.

Занятно, что фраза "комплектовались из военнослужащих авиации и военно-морского флота, имевших ограничения по состоянию здоровья, а также из лиц, которые ранее не подлежали призыву в вермахт либо по возрасту (пожилые, подростки), либо по своей специальности, особо важной на производстве" чуть ли не в прямую заимствована из американской работы (хотя и без ссылки). Опрошенные немцы утверждают, что поддерживать высокие стандарты комплектования народно-гренадёрских дивизий не удалось, и ближе к концу войны (т.е. вероятно весной 1945) они уже состояли в основном из солдат, переданных их люфтваффе и кригсмарине, не имевших опыта сухопутных боёв. Для народно-гренадёрских дивизий формирования 1944 года это было не так.

А вторая половина фразы (начиная с "имевших ограничения по состоянию здоровья") взята из разделов про фольксштурм, той же работы. При этом в тексте несколько раз объясняется, что фольксштурм не имел с фолькс-гренадирами ничего общего, кроме приставки "фолькс-", и вообще не являлся частью вооружённых сил. И в фольксштурм, таки да, попадали те, кто не попал в Вермахт по возрасту, здоровью или брони. Но в голове авторов двенадцатитомника всё смешалось.

Интересно, зачем понадобилось товарищам из Института Военной Истории писать столько лжи по поводу народно-гренадерских дивизий? Ответ легко обнаруживается в десятом томе двенадцатитомника. Для обоснования вот такого утверждения:

Сосредоточенные на западе немецко-фашистские соединения по укомплектованности и боеспособности были значительно слабее тех, которые сражались против советских войск. ... Менее боеспособные народно-гренадерские дивизии также были на западе.


Действительно, основная масса народно-гренадёрских дивизий первой волны была задействована в наступлении в Арденнах. Если признать эти дивизии элитными (или хотя бы попыткой на элитные), то разрушается стройная ИВИшная картина войны на западном фронте, где, несмотря на огромное превосходство, вяло топчутся союзники, сдерживаемые набранными с бору по сосенке желудочно-кишечными дивизиями.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: motodenisio
2010-06-07 12:59 pm (UTC)
не настаиваю, но возможно путаются народногренадерские и гренадерские дивизии ? народногренадерские дивизии вроде как специально для "пафосу" назвались созвучно гренадерскими хотя явно уступали им.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2010-06-07 01:14 pm (UTC)
Нет, не путаются. Это одни и те же дивизии. Первоначально их планировали назвать Sperr-Division (блок-дивизии). Потом решили, что название это недостаточно "наступательное" и переименовали их в гренадерские. Под таким названием первые из них и были сформированы. Потом их все переименовали в народно-гренадерские и новые формировались уже сразу как "народно-".

Т.е. гренадерские и народно-гренадерские - это одно и то же, но на разных этапах.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: paidiev
2010-06-07 01:31 pm (UTC)

Вроде это не повод для такой филлипики.

Ну не были эти дивизии полным отсоем в замысле. И что? Против англоскасов воевали лучшие части? А против русских обсевки? наоброт. С жэтим никто не спорит. Даже хозяин журнала.Не надо его записывать в прибалты или латынины.
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: simply_igor
2010-06-07 01:35 pm (UTC)
Соглашусь, конечно, это же 12-томник..:)
Но с этим:
= И личный состав туда оказывается направлялся не худший, а лучший - кадр дивизий формировался из отборных офицеров, унтер-офицеров и солдат, имеющих боевой опыт, а добивались до штата молодёжью нового призыва =

В те годы? Вы представляете у нас в 41-м и далее дивизии из опытнейших солдат и офицеров?!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: monetam
2010-06-07 03:32 pm (UTC)
Я вот не понял, зачем гренадерские дивизии были нужны.
судя по посту? они были не лучше, и не хуже обычных пехотных дивизий. В чем же был тогда смысл их создания ?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: eednew
2010-06-07 03:01 pm (UTC)
Ну, в Арденнах, как ни крути, наступали лучшие, а не худшие. Правда, как правило, разгромленные перед этим на Востоке и переукомплектованные.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kurt_bielarus
2010-06-07 05:15 pm (UTC)
Впервые слышу о том, что "Лейбштандарт", например, был разгромлен на Востоке.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mfdukn
2010-06-07 03:13 pm (UTC)
Ну тут фолькс- и там фолькс-, подумаешь, перепутали, кто этих супостатов считает :)
12-томник я в своё время(ещё в советское) читал, пытаясь понять, как получилось, что РККА отступала до Москвы и Сталинграда.Увы, это невозможно.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: knigo_man
2010-06-07 10:48 pm (UTC)
Простите, а как быть с военнослужащими некоторых полевых дивизий люфтваффе, которые были включены в состав нескольких народно-гренадерских дивизий на стадии формирования (например часть л/с 19-й полевой дивизии ВВС влилась в формировавшуюся 19-ю народно-гренадерскую дивизию)? В качестве кого их учитывать?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2010-06-08 12:43 am (UTC)
А их там много было? Напр, от 18й Люфтваффе осталось около 300 чел, когда ее слили с 571й=>18я Фольксгренадерская.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: well_p
2010-06-09 06:20 am (UTC)
Насчет вопроса а зачем они вообще создавались , советую обратить внимание на фразу "подчиняются в строевом отношении Гиммлеру" . Возможно он хотел создать собственные строевые части . Война шла к концу , шла драка за власть , те же покушения . В общем мутное время , когда лучше иметь в запасе военную силу .
Ну и попутно решались какие то кабинетные задачи , интриги , драка за внимание фюрера , и тому подобные вещи.
Что самое интересное у того же Геринга ,как я помню, в составе ВВС были свои пехотные части . А тут его людей передают Гимлеру . В общем скандалы , интриги , расследования налицо .
Мутное время , мутные решения .
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2010-06-14 03:31 pm (UTC)
"отчего дивизии показали себя в бою хуже, чем от них ожидали." - ? а чего от них ожидали? разве их действия в Арденнах - это "плохо"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mikle97
2010-06-20 08:48 am (UTC)
> а чего от них ожидали? разве их действия в Арденнах - это "плохо"?

Ну так ведь в итоге задачу не выполнили?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mikle97
2010-06-22 02:46 pm (UTC)
>Опрошенные немцы утверждают, что поддерживать высокие стандарты комплектования народно-гренадёрских дивизий не удалось, и ближе к концу войны (т.е. вероятно весной 1945) они уже состояли в основном из солдат, переданных их люфтваффе и кригсмарине, не имевших опыта сухопутных боёв. Для народно-гренадёрских дивизий формирования 1944 года это было не так.

Hugh M. Cole в "THE ARDENNES: BATTLE OF THE BULGE" пишет про 18-ю народногренадерскую дивизию следующее:

"The 18th had been formed during September on the ruins of the 18th Air Force Field Division, earlier destroyed in the Mons pocket. Reconstructed from Luftwaffe and Navy units, plus a strong admixture of Volksdeutsche and workers drawn in by the new draft laws, the 18th lacked trained noncoms and officers."

Хотя для 62-й народногренадерской дивизии он также отмечает что "The division was at full strength for its class: like the 18th it numbered three regiments of two-battalion strength. Equipment was new and complete."



(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mikle97
2010-06-22 02:48 pm (UTC)
Да, ссылка, если кому интересно:

http://www.history.army.mil/books/wwii/7-8/7-8_7.htm
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2010-06-29 11:42 am (UTC)
У Стивена Залоги в новой книжке про Нордвинд высказано мнение, что ФГД создавались под оборону минимальным число людей на растянутом фронте, по этой причине они были плохо приспособлены для наступления. Он подробно разбирает историю 256. ФГД. Из его рассказа следует, что правы скорее в ИВИ, хотя как его версия, так и ваша в целом не дают полной картины, т к неизвестно, во что к январю 45го превратились обычные пехотные дивизии Вермахта. Т е с чем сравнивать?
(Reply) (Thread)