Книга бревна (fat_yankey) wrote,
Книга бревна
fat_yankey

Category:
  • Music:

Вопрос 23

Предыдущая часть

Вопрос 22 я пропускаю. Фраза "наступление начать 12.6" для меня полнейшая загадка - сколько-нибудь убедительных версий её интерпретации я не встречал (ну и мне самому в голову не приходит). Поэтому переходим к вопросу 23.

В составе Вооруженных Сил СССР был (с 1932 г.) Особый корпус железнодорожных войск. Как сказано в 4-томной монографии "Железнодорожные войска России" под ред. генерал-полковника Г.И.Когатько (М., 2001-2002), "корпус предназначался для выполнения крупных строительных работ на железнодорожном транспорте… В 1939–1941 годах части корпуса принимали участие в реконструкции железнодорожных линий в Западной Украине и Западной Белоруссии". Корпус постоянно содержался по штатам военного времени. Накануне войны численность личного состава Особого корпуса (68 тыс. человек) вдвое превышала численность (29 тыс. человек) всех прочих частей и соединений Железнодорожных войск.

Весной 41-го Особый корпус пришел в движение. "В марте 1941 года 71-й отдельный строительно-путевой железнодорожный батальон вошел в состав 4-й отдельной железнодорожной бригады и вместе с другими частями и соединениями Особого корпуса железнодорожных войск был передислоцирован к западным границам СССР... Передислокация частей Особого корпуса велась организованно и скрыто. Меры маскировки применялись на протяжении всего пути следования. Никто не знал, куда держит путь наш эшелон..." Так пишет в своих мемуарах начальник железнодорожных войск Советской Армии генерал-полковник А. М. Крюков.

Для какой цели весной 1941 года советское командование сосредотачивало (да еще и с такой секретностью!) дорожно-строительные войска у западных границ СССР? Чем, кроме подготовки к перешивке в ходе наступления на Запад узкой европейской колеи на широкий российский стандарт (именно этим и занимался Особый корпус во время "освободительного похода" в Польшу в сентябре 1939 г.), можно это объяснить?


Традиционно начнём с того места, где Марк Семёныч просто соврал. Соврал он в последних скобках, в утверждении, что во время похода РККА в Польшу Особый железнодорожный корпус занимался перешивкой железнодорожной колеи с европейского на советский стандарт.

Если в упомянутой книжке "Железнодорожные войска России" прочитать немножко больше одной фразы, то можно узнать, что Особый железнодорожный корпус был в 1934 году в полном составе сосредоточен на Дальнем востоке, где с 1934 по 1941 год "выполнял крупные строительные работы", в т.ч. работал на строительстве первого БАМа. И только в марте 1941 три из пяти бригад корпуса (1, 4 и 5) и корпусное управление были переброшены на Запад. На Дальнем востоке продолжали работать 3 и 7 бригады.

На странице 375 второго тома этой книги можно прочитать, кто же выполнял работы по перешивке ж.д. колеи во время Польского похода - это были 3-й и 5-й железнодорожные полки Белорусского фронта и 2-й железнодорожный полк Украинского фронта. В Особый железнодорожный корпус эти полки не входили.

А как же с цитатой которую приводит Солонин: "в 1939–1941 годах части корпуса принимали участие в реконструкции железнодорожных линий в Западной Украине и Западной Белоруссии"? Трудно сказать. Я допускаю, что какие-то части Особого корпуса были откомандированы в европейскую часть, хотя с ходу мне таких обнаружить не удалось. Но в цитате нигде не говориться о перешивке колеи. Реконструкция - широкое понятие. Она может включать в себя укладку второго пути на однопутных дорогах, укладку тяжёлых рельс вместо лёгких и т.п. Откуда Марк Семёныч взял именно "перешивку"? Бог весть.

Теперь попробуем ответить на вопрос - для какой цели в марте 1941 года на запад перебрасывались три бригады Особого корпуса.

В 1939-40 гг. к СССР были присоединены обширные территории. Состояние ж.д. сети на них оставляло желать лучшего. Если пропускная способность ж.д. со стороны СССР к старой границе была в 2-2,5 раза выше, чем со стороны Польши, то на новой границе ситуация сложилась обратная. Немцы могли со своей стороны подавать к границе в 2-3 раза больше поездов, что давало им преимущество в скорости развёртывания.

12 июля 1940 года Ворошилов докладывал Политбюро:
Проведение мероприятий в 1940 г. по усилению железнодорожной сети Запада значительно улучшит состояние сети, но далеко не устранит имеющиеся неувязки в мобилизационной подготовленности железных дорог ... Если подводящие участки к бывшей границе дают 678 пар поездов в сутки, то пропускная способность участков западных областей Белоруссии и Украины составляет в сумме только 245 пар поездов ...
и выдвинул ряд предложений по развитию ж.д. сети во вновь присоединённых районах в 1940-41 гг. В приложениях давался список участков ж.д. требующих укладки второго пути, требующих увеличения пропускной способности, постройки новых выгрузочнух платформ и т.д.

К январю 1941 выяснилось, что НКПС не очень хорошо спраявляется с заданием по развитию сети. В докладе Берия Сталину, Молотову и Кагановичу от 17 января 1941 г. указывалось, что на многих ж.д. участках Западной Украины выполнение заданий составляет от 3% до 18%. Вероятно, было решено усилить гражданское ведомство строителями с военной дисциплиной.

Вот что пишет по этому поводу цитируемый Солониным Крюков (в то время командовавший батальоном в 4-й бигаде):
В связи с нараставшей угрозой вооруженного нападения фашистской Германии ЦК партии и Советское правительство в начале 1941 года приняли ряд мер по усилению оборонной мощи страны, и в том числе по ускорению строительства железных дорог. Строительство новых железнодорожных линий Оранчицы — Беловежа — Бельск, Тимковичи — Барановичи, Киверцы — Луцк — Войница, Вапнярка — Ямполь — Могилев-Подольский было возложено на железнодорожные войска.

Особый корпус железнодорожных войск в составе 1, 4 и 5-й железнодорожных бригад был переброшен с Дальнего Востока на Львовскую, Козельскую и Винницкую железные дороги с задачей вести работы по развитию и усилению линий: Проскуров — Ярмолинцы — Копычинцы — Белобожница, Новоград-Волынский — Шепетовка — Лановцы — Тернополь — Потуторы — Ходоров и Львовского железнодорожного узла.
Ему вторит командир 5-й бригады Кабанов:
В один из первых мартовских дней 1941 года я получил приказ командира корпуса: бригаде передислоцироваться на Львовскую железную дорогу. Приступить там к строительству вторых путей на участке Лановцы — Тернополь — Березовица — Остров — Потуторы — Ходоров. Протяжение участка примерно 200 километров. Штабу было приказано разместиться в городе Збараж
Суммируя:

1) перешивка колеи для Особого железнодорожного корпуса - это overkill. Как возить пассажиров на карьерном самосвале. Можно, конечно, но есть ему и более эффективное применение.

2) переброска трёх бригад Особого корпуса на запад связана с проектом развития железнодорожной сети во вновь присоединённых районах, призванным выравнять их пропускную способность с германской (планировали к концу 1941 выйти на более чем 800 пар поездов в сутки).
Tags: солонин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments