?

Log in

No account? Create an account
Размер взяток в предвоенной Америке. - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Размер взяток в предвоенной Америке. [Jun. 23rd, 2013|11:48 pm]
Книга бревна
В 1937 году заканчивались линкорные каникулы установленные Первым Лондонским Морским Договором. Англичане взяли низкий старт и заложили первые два "Кинг Джорджа" в первый же день нового года. Франция и Италия ещё при заключении Вашингтонского договора выбили себе 70 тыс. тонн послабления и смогли начать строить современные линкоры на пару лет раньше. Немцы не связанные ни Вашингтонским, ни Лондонским договорами заложили "шарнхорсты" в 1935, а "бисмарки" в 1936. СССР решил решил также включиться в гонку вооружений и в 1936 году принял программу строительства большого флота. Основной ударной силой этого большого флота должны были стать первоклассные линкоры с 16-дюймовыми орудиями.

Проектирование линкоров развернули в советских КБ, однако же опыта проектирования кораблей такого класса в СССР не было. Поэтому опыт попытались купить за рубежом, в двух местах - в Италии и США. В Италии фирма "Ансальдо" предложила свою помощь ещё в марте 1936 года, и довольно быстро разродилась эскизным проектом современного линкора на 42 тыс.тонн с девятью 16-дюймовыми (406 мм) орудиями. По мнению А.М.Васильева ("Линейные корабли типа <<Советский Союз>>") разработка "Ансальдо" стал той "печкой" от которой танцевали в ЦКБС-1 и КБ-4 при последующей разработке проекта советских линкоров.

В Америке история затянулась. Технические подробности истории можно найти у того же Васильева, я же здесь хочу добавить немного подробностей из американской внутренней политики.

Изначально почти вся советская коммерция с Америкой шла через фирму "Амторг". Идея единого представительства заключалась в том, чтобы советские ведомства не наступали друг другу на ноги и не сбивали цену. Политикой "Амторга" был отказ от посредников, переговоры с фирмами велись напрямую. В этом однако была скрыта некоторая слабость: руководство "Амторга" было сплошь советским и в американских реалиях ориентировалось не очень-то.

В середине 1936 года на радарах "Амторга" появляется посредническая фирма Самуила Карпа, "Carp Export and Import Co.". Самуил Карп, 1889 года рождения, до эмиграции звался Самуил Семёнович Карповский и приходился родным братом Перл Семёновне Карповской, которую Партия в целях конспирации переименовала в Полину Жемчужину. Да, это жена Молотова. Будущий шурин Молотова перебрался в Америку в 1910, натурализовался в 1917, сперва работал там и сям, потом оказался владельцем небольшой сети бензоколонок в Бриджпорт, штат Коннектикут. Однако вроде бы к 1933 году прогорел, и отправился на Родину. Родина его пригрела, дала американских денег и отправила назад в Америку с заданием. Как позднее сам Карп писал: "с самого начала моя работа состояла в посещении кулуаров и другой подобной работы". Карп, никак формально не связанный с СССР, был заметно удобнее для контактов, чем советский "Амторг". Он нанимает себе в фирму людей со связями (наприме отставного капитана морской разведки Родса), без риска для последних замараться об коммунистов.

Уже в ноябре 1936 года компаньон Карпа Вульф контактирует начальником штаба морских операций Стэндли и помощником госсекретаря Муром. Получено неофициальное разъяснение, что федеральное правительство в принципе не возражает против закупки СССР проекта линкора, рекомендованы проектные фирмы ("Гиббс анд Кокс" и "Джилоу") работающие на американское морское ведомство, и дан намёк, что дело можно ускорить, если один из линкоров строить в США.

В декабре однако дело застопорилось - пошла подготовка к принятию закона о нейтралитете (принят 1 мая 1937 года), что заставило американских политиков действовать осторожнее. Так, фирме "Бетлехем стил", которая была готова начать разработку линкора для СССР, Морское министерство разрешило проектировать по типу "Колорадо", который был заложен в 1919, и с орудиями не больше 14 дюймов (356 мм), в соответствии с буквой Второго Лондонского Морского Договора (1936 г.). Что кноечно не устраивало СССР. Позднее Госдеп высказался в духе, что тип линкора может быть каким угодно - это дело фирмы, но 16-дюймовые орудия не могут быть испытаны Морским министерством США, потому как это означало бы вовлечённость федерального правительства в торговлю оружием.

14 мая 1937 г. начальник экспортного управления "Амторга" Богдан пишет наркому внешней торговли Розенгольцу:
Сегодня Карп сообщил, что разрешение американского правительства на продажу нам проекта линейного корабля с 16-дюймовым вооружением и центром управления артиллерийског огня уже имеется. Для того, чтобы это разрешение он получил, ему требуется израсходовать 500 000 долларов на компенсацию соответствующих лиц.
Неделю спустя информацию дублирует председатель правления "Амторга" Розов:
Карп утверждает, что он может получить разрешение на полный проект, включая 16-дюймовые башни, систему управления огнём, броню и так далее, но для этого ему нужно то, что Вам уже известно.
Ещё неделю спустя Политбюро решается:
№ П49/366 27 мая 1937 г.

1) В связи с переговорами по покупке проекта линеного корабля в США сообщить Розову, чтобы пока впредь до распоряжения ни он, ни т.Трояновский [полпред в США] не обращались по этому вопросу в соответствующие министерства.
2) Действовать через Карпа.
3) Отпустить пока 300 тыс. долларов Карпу на расходы по его усмотрению с тем, чтобы он добился согласия продажи СССР проекта линейного корабля с 16-дюймовой артиллерией, соответствующего нашим техническим требованиям с соответствующими чертежами.
Решение воистину соломоново, как тут не вспомнить детскую классику:
- Вы знаете, нам нужны кирпичи!.. - начала разговор Галя.
- Сколько? - поинтересовался Иван Иванович, продолжая писать.
- Много, - торопливо вставил Чебурашка. - Очень много.
- Нет, - ответил Иван Иванович, - много я дать не могу. Могу дать только половину.
- А почему? - У меня такое правило, - объяснил начальник, - всё делать наполовину.
- А почему у вас такое правило? - спросил Чебурашка.
- Очень просто, - сказал Иван Иванович. - Если я всё буду делать до конца и всем всё разрешать, то про меня скажут, что я слишком добрый и каждый у меня делает что хочет. А если я ничего не буду делать и никому ничего не буду разрешать, то про меня скажут, что я бездельник и всем только мешаю. А так про меня никто ничего плохого не скажет. Понятно?
- Понятно, - согласились посетители.
- Так сколько кирпичей вам нужно?
- Мы хотели построить два маленьких домика, схитрил крокодил.
- Ну что ж, - сказал Иван Иванович, - я вам дам кирпичи на один маленький домик. Это будет как раз тысяча штук. Идёт?
- Идёт, - кивнула головой Галя. - Только нам ещё нужна машина, чтобы привезти кирпичи.
- Ну нет, - протянул Иван Иванович, - машину я вам дать не могу. Я могу дать только полмашины.
- Но ведь половинка машины не сможет ехать! - возразил Чебурашка.
- Действительно, - согласился начальник, - не сможет. Ну тогда мы сделаем так. Я вам дам целую машину, но привезу кирпичи только на половину дороги.
Понятно, что если людям для решения вопроса требуется дать 500 000, то 300 000 - это ровно на 200 000 меньше чем нужно. Поэтому переписка продолжилась. 26 июня 1937 года нарком оборонпрома Рухимович и замнаркома внешней торговли Судьин пишут Сталину и Молотову:
По сообщению Карпа, полученному через т. Розова, правительственные органы дают разрешение американским фирмам на изготовление для нас проекта линкора, в связи с чем Карп просит в дополнение к переведенным, но еще не врученным ему 300 тыс. долл., перевести еще 200 тыс., т.е. всего 500 тыс. долл. на организационные расходы (переслав их т. Розову согласно его просьбе из Москвы диппочтой тысячедолларовыми купюрами).
Видимо деньги были получены, потому как 6 октября Розов сообщает Рухимовичу и Судьину, что из Госдепа получено разрешение на вывоз 393 тонн брони, 9 шестнадцатидюймовых пушек, 3 тройных башен и 900 шестнадцатидюймовых снарядов.

Кому пошли деньги? Вопрос интересный. В упомянутом письме Розова от 21 мая 1937 года сказано так:
Это идёт для одного не руководящего работника заинтересованного ведомства и одного из руководителей общества взаимопомощи (землячества). Назвать, однако, через кого это будет сделано и кому персонально это нужно Карп не может, заявляя, что ему это пока самому не известно...
"землячествами" и "обществами взаимопомощи" на конспиративном языке назывались ячейки партии. В данном случае навряд ли речь о ВКП(б), скорее имеются ввиду демократичекая партия США. В справке о работе фирмы Карпа от 23 августа 1939 года Розов пишет:
Для работы по получению разрешения Карп использовал, по его словам, адвоката Макгудвина - человека близко стоящего к министру иностранных дел Хэллу и частично к сыну президента Рузвельта. В частности Карп показал мне письмо сына Рузвельта, в котором последний сообщил ему о предполагающемся разрешении Министерства иностранных дел [госдепа] США на постройку для нас линкора
Деятельность Карпа вызвала интерес комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. Он трижды свидетельствовал перед комиссией: в 1939, 1945 и 1953. Карп признал, что он выплатил адвокату Престону МакГудвину 5000 долларов 28 июня 1938 года и 20 000 долларов 1000-долларовыми банкнотами год спустя. Посредник сведший Карпа с МакГудвином, Джозеф Далинда (тоже русский эмигрант) признал, что получил половину этих денег за комиссию. Ещё одно звено в цепочке, Аарон Бененсон (он свёл Карпа с Далиндой) не признал, что получил 600 долларов. Дальше уже МакГудвин свёл Карпа с адвокатом Скоттом Феррисом, бывшим конгрессменом, и хорошим знакомым госсекретаря Хэлла и Рузвельта. Феррис получил от Карпа 5000 чеком, 25 000 1000-долларовыми банкнотами и потом ещё 2000. то есть посредникам пошло 58 000 из 500 000. Куда же пошло остальное? Не представляется невероятным, что пошло это в карман Карпу. Перед поездкой в СССР он был банкротом, а в 1939 у него было несколько банковских счетов и 378 000 наличных долларов.

Коммерсантъ-Власть о том же. Часть 1.
Коммерсантъ-Власть о том же. Часть 2.

Американская пресса о том же (см. стр. 1,6)

Некролог на Самуила Карпа, умершего в 1963, 73 лет от роду
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: tarkhil
2013-06-24 04:37 am (UTC)
Ну, судя по всему, в Политбюро все очень хорошо понимали, и считали, что в 500 000 долларов заложено как-то очень до фига личного интереса мистера Окуня... пардон, Карпа.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: demographer
2013-06-24 08:36 am (UTC)

мистеру Окуня

повезло меньше, он в землянках партизанил
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: soldatkichev
2013-06-24 07:07 pm (UTC)
Известный эффект - если люди не понимают, сколько посредник зарабатывает, то все довольны, хоть бы он 90% себе забирал. Стоит обозначить сумму, как тут же заказчику кажется, что посредник слишком много хочет. Ну казалось им, что до фига - пусть бы сами вышли на принимающих решения и купили за 58 тысяч. Только обычно заказчик не может сам ничего подобного сделать, так что Карп молодец - грамотно воспользовался ситуацией.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marss2
2013-06-24 04:45 am (UTC)
==Куда же пошло остальное? Не представляется невероятным, что пошло это в карман Карп==

ну давать взятки "на самом верху" не просто - не у каждого ведь ее возьмут

так что теоретически - Карп имел основание претендовать. .по методике:

- за удар молотком - 1 доллар.
- за то что знаю в какое место ударить молотком - 200 долларов

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-06-24 07:32 pm (UTC)
Ну, "карман мистера Карпа" это всего лишь одна из гипотез. Алтернативой может быть то, что деньги ушли таким людям, упоминание которых было нежелательно.

Например, Вестбрук Пеглер, автор большинства статей, на которые я ссылаюсь (он много писал про Карпа в разных газетах) любил педалировать тему, что де рузвельтовская администрация прикрыла дырку в налоговых декларациях Карпа. Но фактов у него небогато.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: worden_archives
2013-06-24 05:20 am (UTC)
Хорошо попилили народные денежки на линкорЪ.

Впрочем, на "Сталинграды", этот памятник сталинскому гению, грохнули столько, что по сравнению с этим Карп - просто икринка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zhur_from_rkka
2013-06-24 05:31 am (UTC)
"а в 1939 у него на счетах было 378,000 наличных долларов" - тут явно очепятка. "Наличные на счетах" такое не по силу даже секретному агенту:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: idelle_m
2013-06-24 08:35 am (UTC)
Смотря что считать наличными.
Если наличные это неучтенные деньги, то, разумеется, на счету они бытьне могут. Но ведь такое, кажется, называется "чёрный нал"?

Если же наличные это деньги, которые человек может потратить по своему усмотрению, то они могут быть и на счету, почему бы и нет.

Говорят же, например:"Сургутнефтегаз имеет 15 миллиардов долларов наличными", явно разумея не вагоны банкнот, а просто свободные деньги, не взятые в долг, не являющиеся залогом, не находяшиеся на аккредитиве и пр.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zhur_from_rkka
2013-06-24 09:40 am (UTC)
Зачем наводить тень на плетень? Причем тут Сургутнефтегаз/аккредитивы и современная финансовая терминалогия? Сходите по ссылке и прочитайте что написано в газетной статье. Там черным по белому написано "на нескольких банковских счетах И наличными". Для тех кто в танке поясняю - автор статьи четко разделяет деньги на банковских депозитах и наличные. Т.е. в данном случае cash это банальная наличка. "Иногда банан это просто банан"(с)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-06-24 07:18 pm (UTC)
Да, спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vir77
2013-06-24 09:52 pm (UTC)
Нет, всё нормально. Наличные - это не обязательно банкноты. Деньги на счете - это наличные деньги. В отличии от кредита
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2013-06-24 06:47 am (UTC)
===землячествами" и "обществами взаимопомощи" на конспиративном языке назывались ячейки партии. В данном случае навряд ли речь о ВКП(б), скорее имеются ввиду демократичекая партия США.

А почему это не может быть " местечковое общество" типа Джоинт?

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-06-24 07:26 pm (UTC)
Чтобы Розов при переводе с английского (а Карп общался по английски) использовал специальную конспиративную лексику, да ещё оба варианта рядом - это врядли. Вообще он тут перешифровывается: текст шёл шифром, тем не менее он деньги впрямую не упоминает, заменят на "то что Вам уже известно", ну и вот конспиративная лексика для партии.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_kaminsky
2013-06-24 08:45 am (UTC)
Спасибо!
Игорь, у Вас тут:
Понятно, что если людям для решения вопроса требуется дать 500 000, то 300 000 - это ровно на 200 000 чем нужно.
видимо пропущено "меньше" перед "чем нужно".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-06-24 07:21 pm (UTC)
Да, спасибо. Вообще много опечаток вышло.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_kaminsky
2013-06-25 01:56 pm (UTC)
Да опечатки это ерунда. Просто был "не Ваш день".:)
Главное-то содержание. Контент т.с.
Эту тема (партийные коммерческие операции) в отечественной исторической литературе вообще, по моему, табуирована.
Вы в двух постах сказали больше, чем в тоннах советской макулатуры.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-06-26 01:24 am (UTC)
Спасибо на добром слове. Огорчительно, что в "Коммерсанте" оказывается это ещё год назад написали, так что особой новизны не получилось. Немудрено, сборник документов из 3-го фонда АП РФ "Москва-Вашингтон. Политика и дипломатия Кремля. 1921-1941" вышел ещё в 2009, кто угодно мог впечатлиться историей мистера Карпа. А я вот только разжился.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_kaminsky
2013-06-26 04:31 am (UTC)
Огорчительно, что в "Коммерсанте" оказывается это ещё год назад написали, так что особой новизны не получилось.

Нет в мире совершенства:)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: 3mer
2013-06-26 08:10 am (UTC)
читал как раз в комерсанте год назад, очень нравится их рубрика. жаль теперь только по подписке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evgenivs
2013-06-25 10:00 pm (UTC)
а вот интересно, почему англичане построили только 2 линкора с 16" орудиями, а остальные - с 15"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-06-26 01:19 am (UTC)
Ну, это просто. В 1922 году был заключён Вашингтонский Морской Договор. По этому договору водоизмещение линкоров ограничивалось 35 тыс.т, а главный калибр - 406 мм. Ограничивался и общий линкорный тоннаж стран подписантов. Кроме того, постановили, что до 1931 года главные морские державы новых линкоров не закладывают (Италии и Франции было разрешено в 1927 и 1929 заложить по одному линкору).

Но была закавыка - у Америки было два только что спущеных линкора - "Вест Вирджиния" и "Колорадо", - которые она наотрез отказывалась пускать на слом, а хотела непременно достроить. Англия, в качестве меры по достижению паритета с Америкой, тогда выторговала право заложить в 1922 году два линкора. Ими как раз и стали "Нельсон" и "Родней" с 16-дюймовым главным калибром.

Потом в 1930 по Первому Лондонскому Морскому Договору страны-участницы Вашингтонского соглашения приняли на себя обязательство продлить "линкорные каникулы" до 1937 года, и не закладывать ничего в 1931 г.

Наконец, в 1936 году, перед окончанием "линкорных каникул", был заключён Второй Лондонский Морской Договор. Этим договором главный калибр линкоров был ограничен 14-ю дюймами (356 мм). Япония к этому договору не присоединилась, поэтому была сделана оговорка, что если до 1 апреля 1937 г. она этого не сделает, то ограничение на ГК отменяется.

Япония не присоединилась.

Американцы предпочли выждать до конца 1937, и заложили "Северную Каролину" и "Вашингтон" сразу с 406-мм. Англичане поспешили, и заложили "Кинг Джордж V" и "Принс оф Уэлс" в первый же день 1937 года. То есть вынуждены были придерживаться ограничений Второго Лондонского Договора. Следующую тройку линкоров (закладывались в мае-июле 1937 г.) они уже могли строить с 16-дюймовками, но опять-таки очень торопились, времени на переделку проекта не было.

Вобщем-то торопливость оправдалась. Первую пару линкоров спустили на воду перед самой войной, а остатние три уже в войну.

Edited at 2013-06-26 01:28 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: evgenivs
2013-06-26 01:30 am (UTC)
а, спасибо, понятно! А что же получается, все линкоры типа King George V были именно с 14-дм, даже под 15-дм уже не смогли переделать, да?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-06-26 02:37 am (UTC)
Ну не то что не смогли, а скорее выбрали. Была идею переделать проект для последних трёх, но решили не задерживать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-06-26 12:25 pm (UTC)
Надо сказать, что в 1939 году англичане заложили два линкора с 16-дюймовым ГК ("Лайон" и "Темерер"), но началась война и до спуска на воду так и не дошло.

Edited at 2013-06-26 01:00 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: waldliebhaber
2013-08-29 12:16 pm (UTC)

Для повышения образованности

А вот эти вот игрушки
>"разрешение на вывоз 393 тонн брони, 9 шестнадцатидюймовых пушек, 3 тройных башен и 900 шестнадцатидюймовых снарядов."
таки вывезли?
И что с ними стало дальше...

Потому как вроде как единственная стрелявшая 16 дюймовка - стреляла в Ленинграде.
И явно не 900 снарядов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-31 03:26 pm (UTC)

Re: Для повышения образованности

Ничего не стало. Идея покупки линкора в Америке не реализовалась.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hoamuoiba
2014-01-07 09:10 am (UTC)
Отдельное огромное спасибо за некролог. Он прекрасно сочетается с последней фразой поста.
(Reply) (Thread)