?

Log in

No account? Create an account
Роисся вперде - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Роисся вперде [Aug. 26th, 2013|11:20 pm]
Книга бревна
[dow |14946.46]

В прошлом посте с неизбежностью возникла тема предвоенных темпов развития России. Приведённые там графики не очень наглядный материал для уяснения именно этой темы. Нарисовал парочку получше.

Перво-наперво: промышленное производство в России в период 1887-1913 росло быстрее, чем у прочих великих держав. Видимо Россия тогда была похожа на современный Китай: большие резервы рабочей силы, большая ёмкость финансовых рынков, благоприятный инвестиционный климат. Вот график роста в сравнении с Германией (которая показывала лучшие темпы роста среди первой тройки развитых европейских стран). По России отображены два индекса - Кафенгауза (1) и Голдсмита (2). 1887 год принят за 100.



Однако, таки чудесные темпы роста были в основном в конце XIX века. В начале ХХ русская промышленность по прежнему росла быстро, но уже не быстрее германской. А Италия росла даже быстрее России (и, естественно, Германии). С 1909, перед самой войной, Россия опять ускорилась. Здесь за 100 принят 1900 год:

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: nikolamsu
2013-08-27 03:23 am (UTC)

Мем "Роися вперде" вызывает, увы,

дрожь чисто физиологического отвращения :-(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-27 03:30 am (UTC)

Re: Мем "Роися вперде" вызывает, увы,

Прошу прощения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: belkafoto
2013-08-27 03:27 am (UTC)

чудесные темпы роста были в основном в конце XIX века.

что коррелирует с известным подъемом рев. движения в начале века ХХ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sssshhssss
2013-08-27 06:25 am (UTC)
Причину и следствие путаете, мраксисты, млин.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-27 03:43 am (UTC)
Абсолютные были в прошлом постинге. Но немедленно зашла речь о темпах, а темпы - это относительный показатель.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rouric
2013-08-27 06:14 am (UTC)
Спад 1905 года это вооруженный конфликт с Японий и сопутствующие диверсии и саботаж.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sssshhssss
2013-08-27 06:21 am (UTC)
Конфликт с японией скорее сказался положительно. Военная мобилизация экономики, то сё, спад вызван революцией.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sssshhssss
2013-08-27 06:20 am (UTC)
Видимо Россия тогда была похожа на современный Китай

Верно. Плюс белое население. И неограниченные ресурсы.

В начале ХХ русская промышленность по прежнему росла быстро, но уже не быстрее германской.

Если выкинуть спад, вызванный революцией, т.е. внеэкономическими прчинами, то быстрее и намного.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: russian_savage
2013-08-27 06:42 am (UTC)
Да выкидывайте любые причины, какие Вам угодно. Только потом не удивляйтесь как пышущая экономическим блеском страна разваливается на кусочки и сваливается в хаос гражданской войны.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: serjio_zeider
2013-08-27 08:54 am (UTC)
А почему к посту такой заголовок?
Между прочим замедление начала 20-го века понятно. Сперва мировой экономический кризис 1899-903 гг, потом война и революция, в рещультате от кризиса экономика стала очухиваться к 10 году и первый этап послекризисного роста Россия проморгала
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bash_m_ak
2013-08-27 09:02 am (UTC)
В качестве индексов, стоило наверное привести "расширеный индекс Кафенгауза" и/или "расширенный индекс Голдсмита", например отсюда
http://journals.cambridge.org/action/displayAbstract?fromPage=online&aid=4125728
или из Сухары. НЯЗ, это на данный момент общепринятая точка зрения.
Для Германии индекс выглядит странно - куда-то исчез провал мирового финансового кризиса 1908 года, который по Германии ударил очень сильно. Если смотреть индекс здесь http://www.nber.org/databases/macrohistory/data/01/a01008aa.db то он выглядит иначе.

> В 1913, перед самой войной, Россия опять ускорилась

Я бы сказал, что Россия ускорилась с 1908, тоесть сразу как революция закончилась, что хорошо видно по графикам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-27 02:56 pm (UTC)
Да, меня тоже напрягло отсутствие падения германского индекса в 1908. Данные я взял из вашей ссылки на Burhop, Industrial production in the German Empire, 1871-1913, pp.28-29, колонка Industrial Production Index.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lightjedi
2013-08-27 09:52 am (UTC)
Чем короче период, тем больше можно найти стран, которые демонстрировали в этот период высокий рост. Перед ПМВ кто только не отметился - Аргентина, Россия, Япония, Канада, Австралия, Австрия, Бразилия, Индонезия, США, Германия...

Но мягко говоря не всем удалось выдержать темп.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bash_m_ak
2013-08-27 10:55 am (UTC)
Страна с численностью населения в полторы Самарской губернии (Самара в 1897 - 2.8млн, Аргентина в 1895 - 4млн) или вообще колония, как Индонезия - прекрасные примеры для сравнения с РИ, очень сопоставимые ;)
Япония, США, Германия, учитывая что они росли медленнее РИ, наоборт весьма показательны.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lightjedi
2013-08-27 09:56 am (UTC)
Кстати, учитывая неточность данных до 1913 года, лучше взять именно его за 100 процентов и крутить график назад.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-27 11:26 pm (UTC)
Оно так и было, но это менее наглядно. Поэтому я пересчитал в 100 на начало периода.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: belkafoto
2013-08-27 11:43 am (UTC)

почти в тему

Начало ХХ века в России совпало со взрывообразной волной трудовой эмиграции. С одной стороны, это было обусловлено легализацией выезда на сезонные работы в зарубежные страны, а с другой – поражением революции 1905–1907 годов.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bash_m_ak
2013-08-27 02:45 pm (UTC)

Re: почти в тему

> Начало ХХ века в России совпало со взрывообразной волной трудовой эмиграции

За 1908-1913гг по данным таможенного департамента сумарно выехало из РИ 67.5 млн, въехало 68.1 млн, что дает 600 тыс превышения приехавших на выехавшими - никак не похоже на "взрывную эмиграцию", скорее иммиграцию. Цифры из статежегодника РИ за 1914.

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: megamihalych
2013-08-27 09:29 pm (UTC)
Из всех этих индексов видно, что РИ обгоняла Германию в течении 20 лет, а потом взяли и получили снарядный кризис в ПМВ.

Что говорит наука по этому поводу - было у нас производство взрывчатых веществ в нужном объеме или нет? Закупали мы компоненты взрывчатки в Германии или нет? И как так получилось, что мы их 20 лет обгоняли, обгоняли и к войне пришли без нужной химии (от слова совсем?) ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2013-08-27 10:11 pm (UTC)
Россия обгоняла Германию по темпам роста промышленного производства.

"Темп роста" (на случай если вы не знаете) означает "во сколько раз больше чем в прошлом году". Например, если в 1900 году Россия производила 10 ... ну, скажем, "снарядов", а в 1901 - 12, а Германия в 1900 производила их 50, а в 1901 - 55, то Россия обгоняла Германию по темпам роста производства. У России за год производство выросло на 20%, а у Германии - на 10%.

Причём (я уже обращал внимание в прошлом посте) "промышленность" не означает "машиностроение" или "химпром". Нужно отдельно посмотреть, что давало наибольший вклад в рост Российской промышленности. Может это была, скажем, текстильная.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)