Книга бревна (fat_yankey) wrote,
Книга бревна
fat_yankey

Category:
  • Music:

Пробка

Объём международной торговли нефтью - примерно 65 млн.баррелей в день. Около 19.5 миллионов из них добывают на берегах Персидского залива, из них 17.5 млн. арабские страны, остальное - Иран. Из Персидского залива в мир нефть должна проходить через бутылочное горлышко Ормузского пролива, контролируемого Ираном.



На этой корявой картинке серыми квадратами дан нетто экспорт (добыча минус потребление), чёрными линиями показаны старые нефтепроводы, зелёными - нефтепроводы введённые в строй в 2012. Цифрами дана их пропускная способность (млн.баррелей в сутки).

Крупнейший из нефтепроводов, так называемый East West Pipeline гонит нефть от нефтяных полей Абкайка к терминау Янбу на Красном море. Владеет им Saudi Aramco. Нефтепровод идёт в две нитки: одна 48 дюймов (122 см), другая 56 дюймов (142 см) диаметром. С 1992 способен пропускать 4.5 млн.баррелей в сутки. В 2012 в Янбу пошла нефть из Басры, по Iraq Pipeline Through Saudi Arabia (IPSA). 48-дюймовый нефтепровод способен перегонять 1.65 млн.баррелей в день. Хоть он и окрашен в зелёный, вообще-то открылся он в 1989 году. Но в 1990 его остановили, по поводу свинского поведения Саддама, и с тех пор он не функционировал.

Красное море, однако, далеко не океан, у него два своих бутылочных горлышка.

На юге - Баб-эль-Мандебский пролив, 10 миль шириной, контролируемый Йеменом, Джибути и Эритреей. В мирное время этим путём возить нефть особого смысла нет - основные покупатели тусуются на Дальнем востоке (Китай, Тайвань, Сингапур, Корея и Япония совокупно импортируют более 15 млн.баррелей в день), туда через Ормузский пролив возить короче.

На севере - Суэцкий канал, с пропускной способностью примерно 2.5 млн.баррелей в день (сейчас через него проходит примерно 1.8 млн.). В дополнение к Суэцкому каналу с 1968 года существует 42-дюймовый нефтепровод Trans-Israel pipeline (Tipline) от Эйлата до Ашкелона, на 1.2 млн. баррелей в день. Арабы, понятное дело, по харамному нефтепроводу свою нефть не пустят, но иранцы гнали за милую душу. Пока шаха не свергли. Аятоллы крантик немедленно прикрутили. С 2003 нефть по Tipline гонят российскую нефть для азиатских потребителей в обратном направлении (реверсная мощность 0.4 млн.баррелей в день).

В июне 2012 года заработал нефтепровод Хабшан-Фуджейра в Объединённых Эмиратах. Строили его китайцы (China Petroleum Engineering & Construction Company). Нефтепровод прорезает Мусандамский полуостров и выходит к Оманскому заливу. В начале эксплуатации был способен пропускать 1.5 млн.баррелей в сутки. Позднее видимо вырастет до 1.8 млн.

Сегодня, из 19.5 млн.баррелей добываемых в сутки на берегах Персидского залива, 17 миллионов проходит Ормузским проливом и только 2.5 миллиона идёт в обход, гнать в обход больше экономически неоправдано. В случае невозможности использовать Ормузский пролив, арабские страны смогут перенаправить не более 8 млн.баррелей в сутки по обходным нефтепроводам. Это меньше половины (45%) их сегодняшнего экспорта. Лучше чем ничего, но вобщем-то маловато.

На картинке немедленно бросается в глаза отсутствие нефтепроводов ведущих непосредственно к Средиземному морю. Такой нефтепровод был. В 1950 году нефть побежала по так называемому Trans-Arabian Pipeline (Tapline). Он проходил через Иорданию, Голланские высоты и заканчивался в Ливане. 30-дюймовый нефтепровод мог пропускать до полумиллиона баррелей в день. Как ни удивительно, но нефть по нему продолжали качать и после оккупации Голланских высот Израилем, вплоть до 1976 года. После 1976 участок от Иордании до Ливана закрыли, и Иордания осталась единственным потребителем. В 1990 году отключили и Иорданию, за поддержку Саддама. Tapline умер.

В итоге, нефть Персидского залива поступает в мир через легко контролируемые узости.

В поддержании такого состояния, видимо, и состоит роль Израиля в современном мире. Создавая постоянную нестабильность в регионе, он работает пробкой, запирающей выход арабской нефти в Средиземное море. Впрочем, со смещением центра тяжести потребления нефти в район Дальнего востока (сейчас нетто-импорт Северной Америки - 5 млн.баррелей в сутки, Европы - 10 млн.баррелей, Дальнего востока - 13.7 млн.баррелей) важность этой роли падает.

------------

1 баррель в сутки это 50 тонн в год
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →