Книга бревна (fat_yankey) wrote,
Книга бревна
fat_yankey

Categories:
  • Music:

Самолёты сталинских соколов

К вопросу о фразе "мы не хотим, чтобы нашим детям преподавали альтернативную историю". Классически "альтернативная история" определяется как нечто неслучившееся, но имевшее шанс. Однако же, в контексте имеется ввиду не классическое определение, а что-то типа "история реальных событий, интерпретация которой отличается от приятной автору". Цепляет же меня в этой фразе словечко "альтернативная". Если кто не знает, то "альтернативная" это вовсе не ругательство такое, а прилагательное, означающее "содержашее в себе альтернативу". Альтернативу чему? Какой безальтернативной истории альтернативна "альтернативная"? Какую историю "мы хотим", чтобы преподавали детям? Хорошо бы припечатать эту историю тоже одним хлёстким словом. Вертел так и сяк, подходящее слово нашлось - "фальсифицированную".

Как например:

Вот встретил в сети такой плакатик (см.слева). Человеку даже совсем слегка интересующемуся темой на нём сразу бросается в глаза марка покрышкинского самолёта. Да, верно, начинал он войну на МиГе. Но на нём он одержал только 5 из своих 59 официальных побед, уже летом 1942 пересел на Як-1. Но и на Яке он сбивает только 7 самолётов. После чего, в марте 1943 года получает "Аэрокобру", на которой и зарабатывает все три своих золотые звёздочки. Покрышкинская "Аэрокобра" хорошо известна. Однако, Гулаев, следующий за ним в списке, тоже хоть и начинал на Яке, но на нём записал на свой счёт только 16 побед. Остальные 40 зарабатывает на "Аэрокобре". С учётом Речкалова, выходит, что из первой пятёрки асов, трое свою карьеру сделали в основном на "ихних" самолётах, что типа не льстит. В конце концов, "кобр" было получено только около 7,500 (включая 2,500 "королевских"), против почти 15,000 лавочкиных и более 25,000 яков. В норме одна "кобра" в списке должна приходится на 2 лавочкина и на 3 яка. Ну вот и импортозаместили две "кобры" на плакатике, чтобы соотношение отечественного к импортному более ласкало глаз.

Однако же, выборка из 5 асов может иметь всякие флуктуации. Давайте возьмём побольше. Вот Бодрихин в своей книжке "Советские асы" насчитывает 51-го супер-аса, то есть лётчиков личнно одержавших 30 и более официальных побед (Бодрихин конечно не самый скурпулёзный автор, но для приблизительной прикидки его достаточно). Из этих 51: на Лавочкиных (Ла-5/Ла-7) основные победы одержали 13, на Яках (Як-1/3/7/9) - 20, на ЛаГГах - 1, на "Кобрах" - 11. Ещё у шестерых основной самолёт однозначно не определяется. Из них для двоих просто нет данных, а у четверых можно сказать 50/50: в двух случаях основной будет пара "Кобра"/Як, в одном случае "Кобра"/ЛаГГ и ещё в одном случае Лавочкин/Як.

Видно, что если взять выборку побольше, "Кобры" уже не так сильно выпирают. Все равно, конечно, для "Кобр" один супер-ас приходится на 600 поставленных в войска машин, а для лавочкиных/яковлевых примерно на 1,100, но картинка выходит блее сглаженой. Если посчитать общее количество побед, одержанных супер-асами на самолётах того или иного типа, то на долю Лавочкиных придётся около 500 побед, на долю Яковлевых около 750, а на долю "Кобр" - примерно 430. Опять "Кобры" удельно примерно вдвое производительнее.

Было бы интересно порассуждать, почему "Кобра", самолёт по общему мнению вовсе невыдающихся лётных качеств, настолько заметно выделяется в статистике (пусть и не 3/5 асов летали на "Кобрах", но всё же непропорционально много)?

Можно коротко рассмотреть пару гипотез:

1. Большая долговечность. Все удельные параметры отталкиваются от количества машин поставленных в войска; но если средний срок службы цельнометаллической "Кобры" был ... ну скажем, в два-три раза больше чем у смешаных кострукций Яков и Лавочкиных, то реальная производительность выходит одинаковая, и нет особых оснований называть "Кобру" самолётом асов. Эта гипотеза, увы, не не очень подтверждается. К концу войны в действующей армии и войсках ПВО было 1500 "Кобр" на 2000+ Лавочкиных и 4000+ Яков. Выживаемость "Кобр" несколько больше (выжила каждая пятая "Кобра", каждый седьмой Лавочкин и каждый шестой Як), но далеко не вдвое. Если ещё учесть что по Якам наблюдаемый период примерно на год дольше, то Яки выживали почти не хуже "Кобры".

2. Пространственное распределение. Например, "Кобры" служили там, где шли основные воздушные сражения, и там асами и зарабатывались основные счета. А Яки и Лавочкины прозябали на спокойных участках фронта. И эта гипотеза не совсем подтверждается. Например, в июле 1943 из 180 "Кобр", 110 находились в зонах напряжённых воздушных боёв (Кубань и Курская дуга), а 70 на Севере и Северо-Западе. Причём пропорция "Кобр" к Якам/Лавочкины на Севере/Северо-Западе была выше. На 70 "Кобр" там приходилось 35 Ла-5 и 120 Яков, тогда как на Курской дуге на 65 "Кобр" приходилось 560 Ла-5 и 1200 Яков, а над Кубанью на 45 "Кобр" - 120 Яков и 85 Ла-5. Большая пропорция "Кобр" на Севере сохранялась и далее. Например, на начало 1945 года в войсках Ленинградского и 1-го Прибалтийского фронтов числилось 300 из 1,000 "Кобр" действующей армии, при этом Яков там было 470 из 3,000, а Ла-5/7 - 200 из 1,700.

То есть непропорционально большое число "Кобр", как основной рабочей лошадки супер-асов, видимо не статистический артефакт, а отражение каких-то реальных боевых качеств этой машины. И если эти качества не лётные, то какие?
Subscribe

  • Вопрос 23

    Предыдущая часть Вопрос 22 я пропускаю. Фраза "наступление начать 12.6" для меня полнейшая загадка - сколько-нибудь убедительных версий её…

  • Вопросы 19-21

    Предыдущая часть Подряд идут три вопроса по которым у меня те же ответы, что и у Марка Семёныча. Да, Сталин несомненно знал содержание…

  • Вопрос 18

    Предыдущая часть 25 ноября 1940 г. глава правительства СССР товарищ Молотов передал послу Германии в СССР графу Шуленбургу изложенный в письменном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 155 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Вопрос 23

    Предыдущая часть Вопрос 22 я пропускаю. Фраза "наступление начать 12.6" для меня полнейшая загадка - сколько-нибудь убедительных версий её…

  • Вопросы 19-21

    Предыдущая часть Подряд идут три вопроса по которым у меня те же ответы, что и у Марка Семёныча. Да, Сталин несомненно знал содержание…

  • Вопрос 18

    Предыдущая часть 25 ноября 1940 г. глава правительства СССР товарищ Молотов передал послу Германии в СССР графу Шуленбургу изложенный в письменном…