Книга бревна (fat_yankey) wrote,
Книга бревна
fat_yankey

Categories:

О количестве советских солдат в немецком плену

Как-то раз мы с коллегой labas уже беседовали на подобную тему, но там речь шла только о 1941 годе, а хотелось бы составить общую картину.

Оказывается, сделать это довольно непросто. Может быть, конечно, если зарыться в немецкие библиотеки или, того круче, в архивы можно было бы и накопать что-нибудь систематизированное, но в отечественных или англоязычных книжках наблюдается беспорядочный разнобой цифр без какой-либо попытки осмысления расхождения между ними.

Дело ещё более запутывается тем, что российские историки имеют привычку в разговоре о смертности наших солдат в немецком плену вытаскивать из кучи самые большие цифры захваченных в плен, ибо это позволяет рельефнее оттенить нацистские преступления, а задаваясь целью сравнить советские и немецкие потери берут наименьшую из немецких цифр, да ещё и её обьявляют завышенной.

Например В.К.Лужеренко, в статье "Плен: трагедия миллионов", написанной для последнего тома четырёхтомника "Великая Отечественная Война. 1941-1945", на с.180 говорит, что из 3,9 млн. советских военнопленных захваченных в 1941 году, к началу 1942 в живых осталось только 1,1 млн. (остальные типа погибли), совершенно не смущаясь тем, что ранее (с.172) цифру 2,8 млн. советских пленных, захваченных в 1941 году он обьявляет завышенной. Не отстаёт от него и коллектив Г.Ф.Кривошеева, в своей "России и СССР в войнах ХХ века". Так, число советских военнопленных погибших в немецких лагерях он оценивает в 2,5 млн., в то же время указывая, что к немцам в плен попало 4,06 млн. советских солдат, из плена вернулось 1,8 млн., 180 тыс. предпочло эммиграцию возвращению на Родину и более 800 тыс было освобождено немцами из лагерей. Расход у бригады Кривошеева выходит на миллион больше прихода.

Попробуем разгрести эту кучу. Начнём с источников.

Прежде всего, количество взятых в плен на Восточном фронте известно из подекадных сводных отчётов частей Вермахта. Последняя известная цифра из этого источника - 5,750,000 пленных захваченных с июня 1941 года по июнь 1944 года. Только вот этот источник даёт систематически завышенное количество (завышение числа захваченных пленных по отчётам частей характерно не только для немцев - то же самое мы видим и в советских сводках, сравнивая цифру "захваченных" из сводок с цифрой поступивших в распоряжение НКВД.). Так, за 1941 год по сводкам было пленено 3,906,765 советских солдат. Однако, уже в отчёте ОКХ от 25 декабря эти данные подвергнуты сомнению (Durch nunmehr festgestellte Fehlmeldungen hat sich die Gesamtzahl der sowjetischen Kriegsgefangenen um rund 500 000 verringert) и осетра урезали на 500 тыс. человек, отрапортовав только о 3,350,639 пленных русских, вместо 3,890,198 по данным подекадных сводок. Александр Даллин в Deutsche Herrschaft in Russland 1941-1945 даёт близкую цифру 3,335,000 пленных за 1941 год. Его восточногерманский коллега Дитте Гернс в книге Hitlers Wehrmacht in der Sowjetunion почему-то отнимает 500,000 ещё раз и говорит о 2,835,000 пленных за этот год.

Совесткие источники это прежде всего данные о пропавших без вести, известные нам из упомянутой выше книжки под редакцией Г.Ф.Кривошеева. Этот источник даёт систематически заниженную цифру, что характерно вообще для всех сводных данных по потерям.

Кроме того нужно понимать, что не все пропавшие без вести оказывались в плену. Кроме пленных, в число пропавших без вести входят и убитые, оставшиеся на занятой немцами земле, и отставшие от своих частей но в плен не попавшие - те, которые пошли в партизаны или разбрелись по украинским и белорусским деревням. Последних было не так уж мало. Во второй половине войны среди призванных на освобождённых территориях, 937,000 оказались призванными повторно. Впрочем, некотрая часть из этих повторно-призванных успела до того побывать в немецком плену, но была отпущена.

Второй советский источник - данные Комиссии по реабилитации при Президенте РФ. Этот источник опирается на персональные данные и, следовательно, тоже даёт оценку снизу.

Данные о количестве военнопленных из Гернса и Комисии по реабилитации и из Кривошеева по пропавшим без вести, по годам войны таковы:
         Даллин      Гернс    Комиссия   Кривошеев

1941    3,355,000  2,835,000  2,000,000  2,335,482
1942    1,653,000  1,653,000  1,339,000  1,515,221
1943      565,000    565,000    487,000    367,806
1944      147,000    147,000    203,000    167,563
1945       34,000     34,000     40,600     68,637

Всего:  5,754,000  5,254,000  4,069,600  4,454,709
Наиболее заметное расхождение показывает 1941, что совершенно неудивительно - с советской стороны в этот год должно быть утеряно наибольшее количество документов, да и вообще наблюдался изрядный хаос, Содом и Гоморра. Комиссия по реабилитации, судя по круглости цифры, вообще выдала оценочное значение.

С другой стороны, нужно понимать, что советские и немецкие цифры считались по разой базе. Если Кривошеев считает только тех кто должным образом получил солдатскую книжку, то есть виртуальные бюрократические образы советских солдат, то немцы считали по головам всех, кто прошёл в ворота лагеря. А в лагеря попадали не только солдаты, но и бойцы народного ополчения, истребительных отрядов, милиционеры, а иной раз и просто мужчины призывного возраста.

Сколько же советских солдат погибло в немецком плену? Кривошеев пишет, что документально (по немецком картотекам) подтверждается гибель 673,050 человек. Но реально их погибло явно больше. Известно, что 1,836,500 человек было освобождено из плена и вернулись на Родину, ещё не менее 180,000 эммигрировали в другие страны. Кроме того, 823,230 человек было освобождено из лагерей немцами; часть из них были завербованы в добровольческие части или в "хиви", другая часть была распущена по домам и впоследствии повторно мобилизована в Красную армию. Итого, живыми из лагерей вышло 2,839,730 человек. Сложность тут представляет учёт освобождённых пленных, убитых на службе немцам в рядах «власовцев», разного рода «восточных легионов», полицаев и т.п. Они несомненно входят в демографические потери СССР, но вот включать их в советские военные потери было бы нонсенсом. Да и цифра потерь этого «контингента» растворена в немецкой статистике и в чистом виде неизвестна. То есть, без учёта «власовцев», количество наших солдат погибших в лагерях можно оценить числом от 1,2 млн. до 3,1 млн. человек. Наиболее реалистической представляется оценка основанная на цифрах Гернса (2,4 млн.ч.) держа в уме, что здесь возможно сосчитаны не только солдаты действительной службы, но и бойцы военнизированных формирований, а также мужчины призванные но не зачисленные в ряды вооружённых сил.

Документы на тему возвращения советских пленных после войны в журнале "Родина"
Статья о военнопленных на "Демоскопе"
Tags: избранное, плен
Subscribe

  • Невидимые границы

    Границы стираются долго. Некоторые границы уже давно исчезли с политической карты, но всё ещё просвечивают, как водяные знаки на купюрах. Вот…

  • Роисся - впердё!

    В США 70% выпускников школ поступают в колледж. Но это включая т.н. community college с двухлетней программой проф.образования, то есть на наши…

  • Плодитесь и размножайтесь

    Тут в связи с недавним днём рождения "красного царя" публика опять взялась давать интегральные оценки эпохе его правления. Не обошлось, конечно без…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments