Книга бревна (fat_yankey) wrote,
Книга бревна
fat_yankey

Categories:
  • Music:

Военные тревоги

В декабре 1905 г. в Британии к власти вернулись либералы, частью программы которых было "масло вместо пушек". Это вскоре сказалось на строительстве большого флота. По первоначальным планам строительства флота предполагалось закладывать по четыре дредноута в год. Столько их и было заложено в 1905 г. Однако, либеральное правительство "обрезало" по одному дредноуту из бюджета 1906 и 1907 годов, а по бюджету 1908 было заложено только два дредноута. Таким образом, к 1908 году в Британии было 12 дредноутов в строю, в постройке или заложенных в бюджет.

Стало уже общим местом утверждение, что введя в строй "Дредноут", сделавший устаревшим сразу все предыдущие кораблии линии, Англия выровняля стартовые условия и дала возможность догнать себя "молодым хищникам", прежде всего Германии и США.

США напрягаться не очень-то и хотелось, там в размеренном темпе закладывали по два дредноута в год, особо за британцами не гоняясь. Иное дело Германия. Количество верфей теоретически позволяло немцам спускать на воду по 7 дредноутов в год. Понятно, что не верфи были тут лимитирующим фактором. Прежде всего вопрос упирался в финансы, во вторую очередь - в наличие брони и орудий главного калибра, мощности по производству которых ограничивали ввод в строй спущеных на воду кораблей.

В бюджетах 1906-07 и 1907-08 гг. Рейхстаг одобрил по три дредноута, однако на 1908-09, 1909-10 было решено закладывать по четыре, догнав Англиию по темпам строительства. Необрезанная британская флотская программа 1909 г. имела бюджету на четыре. В итоге, при выполнении всех программ, к 1912 г. Британия бы имела в строю 16 дредноутов, против 13 германских, явно ниже "двухдержавного стандарта". Одно уже это могло бы дать некоторые основания для беспокойства политикам, озабоченным обороноспособностью островов. Но тут вдруг вскрылись дополнительные тревожащие обстоятельства.

Выяснилось, что кили для дредноутов Тирпица программы 1909 года были заложены раньше срока, ещё до того как их постройка была одобрена Рейхстагом. Просочились слухи, что Крупп, главный произодитель брони и пушек, втайне скупает никель и другие легирующие добавки в количествах больших, нежели оправдывается текущим производством и чуть ли не удваивает количество рабочих.

Адмиралтейсво пришло к выводу, что не может более полагаться на публичные цифры германского бюджета в прогнозах силы кайзеровского флота. Что вместо этого оно должно опираться на ценки производственных возможностей. А оценки были таковы, что в 1912 году в Северном море могло оказаться от 17 (минимальная оценка) до 21 (максимальная оценка) немецких дредноута. Против 16 британских. Это пугало.

Адмиралтейство сперва запросило увеличение программу 1909 до шести кораблей линии, затем попробовало поднять планку требований до восьми. "Экономаньяки" в парламенте считали, что достаточно и четырёх. В конце коцов, сошлись на формуле 4+4. Четыре закладывалось обычным порядком, а ещё четыре только в случае если тщательное расследование подтвердит реальность германской угрозы.

Первый морской лорд Фишер был крайне недоволен. Вместо шести верных дредноутов минимальных требований выходило только четыре реальных, плюс четыре виртуальных. Началось давление на парламент и правительство. В ход пошли рассказки аргентинсокй закупочной делегации, посетившей германские заводы, якобы видевшей на германских стапелях двенадцать дредноутов а на крупповских заводских дворах сотни готовых стволов.

Британское правительство пыталось прояснить ситуацию по линии иностранных дел, однако ничего лучшего, чем предложить немцам допустить на свои заводы британских инспекторов, они выдумать не сумели. Немцы, понятно дело отказали, твёрдо стоя на позиции, что всё строительство идёт строго по открытым бюджетным планам. Но англичане относились к этим утверждениям с недоверием.

В итоге вышло, что спорили четыре, шесть или восемь, а сошлись на десяти. По программе 1909 года в Англии было заложено ДЕСЯТЬ дредноутов, включая два оплаченных доминионами (Австралией и Новой Зеландией).

Navy Scare (военно-морская тревога) 1909 г. сыграла большую роль в создании образа врага по обе стороны Северного моря, серьёзно ухудшила англо-германские отношения и по большому счёту стала ещё одним шагом к Великой войне. Как впоследствии выяснилось, аргументация британских "ястребов" была несостоятельна. Немцы действительно строили дредноуты в точном соответствии с открытым бюджетом, без всяких тайных статей и закладки внебюджетных килей. Был, правда, лёгкий дымок, который британцы приняли за огонь - резервация верфей под программу 1909 г. в 1908 г., действительно до одобрения бюджета. Но это было сделано чисто по хозяйственным причинам, без каких-либо тайных военных планов в голове.

Искреннен ли был Фишер и другие чиновники Адмиралтейства пугая членов кабинета и парламентариев германским гунном? Или это был взбрык ведомственных интересов? Ведь известно, что бюджет для министерства, что тестикулы для самца - самая оберегаемая часть тела. Насколько мы можем судить, и то и другое. Фишер вполне искренне считал дело своего ведомства наиважнейшим для жизненных интересов Британии, но это весьма ведомственная позиция. Да, его деятельная энергия была направлена на увеличение обороноспособности родины с военной точки зрения, но в то же время, увеличивала военную опасность с точки зрения политической. Впрочем, свою долю вины несут и либералы, которые обрезанием флотских программ сместили баланс морских вооружений с уверенно-проанглийского до весьма-неустойчиво-проанглийского, создав тем самым широкую зону неуверенности. Если бы, как было запланировано при консерваторах, дредноуты выпекались по четыре киля в год, на возрастание германской военно-морской мощи можно было бы отреагировать спокойнее, без ненужных нервных телодвижений и нагнетания напряжённости.

Продолжение про советские военные тревоги в следующей серии.
Tags: ПМВ, военная тревога
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments