Книга бревна (fat_yankey) wrote,
Книга бревна
fat_yankey

Category:
  • Music:

Глазами Виши

Посмотрел тут намедни (надысь? давеча?) полтора часа вишистской кинохроники 1940-44 гг. чуток разбавленной коммерческой рекламой тех же лет. Так как Франция времён правления Петена для меня в основном белое пятно, всё было в новинку. Было интересно наблюдать основные направления пропаганды государства "нового порядка". Вот что выделил:

1. Сильный рабоче-крестьянский упор. Много метража посвящено работе людей в поле, на стройках, чуть меньше на заводе. Основной тип кадра - много людей одновременно делающих размашистые движения. Похоже на муравейник. Закадровый коментарий рассказывает как легко и свободно стало трудится французам при новой власти. Много рассказывают про исчезнувшую безработицу. Ненавязчиво пропагандируют труд в Германии.

2. Революционная риторика. Процессы реконструкции государства после поражения в войне именуются не иначе как "революция". Вероятно потому, что для француза "революция" - это однозначно хорошо.

3. Одновременная антикапиталистическая, антикоммунистическая и антисемитская риторика. Времена буржуазной демократии именуются "капитализмом" и сурово критикуются. Новая власть спасла Францию от упадка и разложения капитализма и приструнила самих капиталистов. Коммунизм предстаёт одновременно и как внутренний враг, и как варварская опасность с Востока. Коммунизм - эт о нищета и террор. Франция выбирает третий путь - истино народное (социальное) государство. Евреи ... ну с ними всё ясно. И капитализм и коммунизм - от них. Захватили везде ключевые посты. Новая власть ввела законы запрещающие такое безобразие. "Сражающаяся Франция" на карикатурах часто изображается тоже в виде евреев.

4. Евро-риторика. Франция предстаёт как часть "новой родины" - Европы. При этом упоминаний о том, что Европа при "новом порядке" это по сути Германия, естественно нет. Типа братская семья народов.

5. Культ тела. Много метража посвящено красивым мужчинам в одних трусах выполняющим физические упражнения.

6. Борьба с потребительством. Нужно больше работать и меньше потреблять.

7. "...и лично любимый маршал Петен".

Динамика с 1940 по 1944:

1. Военная тема. Поход за уничтожение большевизма постепенно сменяется необходимостью защитить Европу от вторжения большевиков, а к началу 1944 уже почти целиком сосредоточивается на том, насколько прочен и неприступен Западный вал.

2. Бытовая тема. От оптимистичной уверенности, что "мы отстроим новую Францию и скоро заживём хорошо" к "мы выживем, даже в самых крайних лишениях".

3. После 1941 года практически исчезает еврейская тема.

Вобщем и в целом насколько можно судить из работы пропаганды, петеновская Франция явно строила у себя фашизм, скорее по типу итальянского коропоративного государства, чем по типу нацистской Германии. Вообще, похоже, что для интеллектуальной верхушки Европы фашизм был вполне привлекательным "третьим путём", ортогональным как капитализму, так и коммунизму, изрядно дискредитировавшим себя в глазах значительной части общества. Заметим, что Германия не насаждала петено-фашизм во Франции, и до конца 1942 года практически не вмешивалась во внутреннюю жизнь районов управляемых из Виши. Это был внутренний выбор французского общества, сделанный под впечатлением разгрома мая-июня 1940 г.

Дополнение:

Подборка вишистских плакатов от коллеги rudzin
Tags: коллаборационизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments