Книга бревна (fat_yankey) wrote,
Книга бревна
fat_yankey

Categories:
  • Music:

Ощупываем слона

В "Советской Военной Энциклопедии" приводят следующую классификацию немарксистских теорий войны:

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ. Раскидистый куст теорий, объединяемых тем, что война в них считатется природным, а не социально-историческим явлением. Войны коренятся либо в самой природе людей, либо в географических условиях их обитания. Под вывеской "натуралистических теорий" автры энциклопедии объединяют психологические, расовые, неомальтузианские и геополитические теории войны.

Психологические теории войны, как ясно из названия истоки войн ищут в устройстве психики человека, его природной агрессивности. Энциклопедия далее подразделяет эти теории на инстинктивистские, в которых природа агрессивности объясняется просто "инстиктом драчливости", бихевиористские, в которых агрессивность объясняется реакцией стихийного страха перед чужим и незнакомым, и теории фрустрации, в которых агрессивность является порождением неудовлетворённых желаний.

Расовые теории войны находят истоки войн в вечном и иррациональном соперничестве не между отдельными людьми, как психологические теории, но между расами. Под расами здесь понимаются группы культурно- и языково-родственых народов, как например тевтонская раса, англо-саксонская раса, гальская раса и т.п.

Неомальтузианские теории войны ищут истоки соперничества не в психологии людей, но в их избыке. Люди быстро размножаются, фигурально выражаясь, толкают друг друга локтями, мешают друг другу. Выход из этой толчеи находят в войнах, естественных регуляторах численности населния. От себя не могу не заметить, что это наверное древнейшие из теорий войн. И "Махабхарата" и цикл троянских мифов объясняют причину этих знаменитых войн именно недовольством богов избытком населения.

Геополитические теории войны чем-то похожи на неомальтузианские, но в них народы сражаются не с избытком населения, а за место под солнцем. Не все места одинаково удобны для мировой гегемонии. Одни классиики геополитики полагают, что для гегемонии нужно владеть Хартландом, другие настаивают на Римланде. Иногда задачи не столь глобальны и не требуют мировой гегемонии - народы могут сражаться, например, за более удобный выход к морю, за естественные границы или за жизненное пространство.

ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ, или скорее иррационалистические взгляды на войну. Всё-таки слово "теория" подразумевает какую-тообъективизацию знания; иррационалисты же настаивают на субъективистском подходе. Коротко позицию иррацоналистов можно выразить словами "война - это безумие". А раз безумие, то нечего там искать какие-то основания. объясняется иррциональная природа войны по разному. Где-то упор идёт на иррационально-агрессивное начало в человеке, такие взгляды смыкаются с психологическими теориями войны, где-то подмечают безумность устройства человеческого общества и процесса общения между людьми, неизбежно порождающих конфилкты, а значит и войны.

ПОЗИТИВИСТСКИЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ. Позитивизм, как пишут авторы энциклопедии, "призывает к нейтральности, бесклассовости, беспартийности философии и идеологии вообще, к поискам 'третьей линии'". Позитивисты направления политического реализма, например, считают что политика, и война, ка кеё орудие составляют особую сферу социальных отношений, независимую от экономики и нравственности. Война рассматривается как следствие нарушения политического равновесия и как средство его восстановления.

ТЕХНИКО-ИНДУСТРИАЛИСТСКИЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ считают, что "все войны от ума", то есть, опираясь на концепцию технического детерминизма, видят истоки войн в научно-техническом прогрессе. Войны, как считается в этой теории, есть автоматический результат стихийного накопления оружия. Вероятно, примером подтверждающим эту теорию, должно быть возникновение Первой мировой из "дредноутной гонки" между Англией и Германией. Оборотная сторона технико-индустриальных теорий : апология войны. Война балансирует общество, производство оружия обеспечивает занятость населения и служит дальнейшему научно-техническому прогрессу (который вызывате новые войны).

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ истоки войн находят в "божье воле". Войнами бог карает нерадивых грешников, воздаёт праведникам, и т.п. Так в статье не приводят ни одного имени, я не до конца уверен, что такие теории действительно существуют, а не вудуманы авторами.

МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ВОЙНЫ отдельно н разбирается, так как это единственно-верная теория, то её основы изложены в статьях "ВОЙНА", "ПРИЧИНЫ ВОЙН" и "ИСТОКИ ВОЙН". Марксисты полагают, что война имеет классовую природу, то есть явление историческое и социальное. Источником войн являются противоречия классовых обществ, войнна средство разрешения этих противоречий, а первопричины противоречий лежат в сфере экономики.

Например, войны в эпоху империализма порождаются неравномерностью развития основных империалистических держав, что, как я понимаю, приводит к противоречиям между силой государства и его местом в системе международных отношений. Отдельно выделяется "главное противоречие эпохи" - между капитализмом и социализмом. Война против социалистического государства вероятно имеет особую, идеологическую природу.
Tags: военная мысль
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments