Книга бревна (fat_yankey) wrote,
Книга бревна
fat_yankey

Categories:
  • Music:

Ощупываем слона

В "Советской Военной Энциклопедии" приводят следующую классификацию немарксистских теорий войны:

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ. Раскидистый куст теорий, объединяемых тем, что война в них считатется природным, а не социально-историческим явлением. Войны коренятся либо в самой природе людей, либо в географических условиях их обитания. Под вывеской "натуралистических теорий" автры энциклопедии объединяют психологические, расовые, неомальтузианские и геополитические теории войны.

Психологические теории войны, как ясно из названия истоки войн ищут в устройстве психики человека, его природной агрессивности. Энциклопедия далее подразделяет эти теории на инстинктивистские, в которых природа агрессивности объясняется просто "инстиктом драчливости", бихевиористские, в которых агрессивность объясняется реакцией стихийного страха перед чужим и незнакомым, и теории фрустрации, в которых агрессивность является порождением неудовлетворённых желаний.

Расовые теории войны находят истоки войн в вечном и иррациональном соперничестве не между отдельными людьми, как психологические теории, но между расами. Под расами здесь понимаются группы культурно- и языково-родственых народов, как например тевтонская раса, англо-саксонская раса, гальская раса и т.п.

Неомальтузианские теории войны ищут истоки соперничества не в психологии людей, но в их избыке. Люди быстро размножаются, фигурально выражаясь, толкают друг друга локтями, мешают друг другу. Выход из этой толчеи находят в войнах, естественных регуляторах численности населния. От себя не могу не заметить, что это наверное древнейшие из теорий войн. И "Махабхарата" и цикл троянских мифов объясняют причину этих знаменитых войн именно недовольством богов избытком населения.

Геополитические теории войны чем-то похожи на неомальтузианские, но в них народы сражаются не с избытком населения, а за место под солнцем. Не все места одинаково удобны для мировой гегемонии. Одни классиики геополитики полагают, что для гегемонии нужно владеть Хартландом, другие настаивают на Римланде. Иногда задачи не столь глобальны и не требуют мировой гегемонии - народы могут сражаться, например, за более удобный выход к морю, за естественные границы или за жизненное пространство.

ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ, или скорее иррационалистические взгляды на войну. Всё-таки слово "теория" подразумевает какую-тообъективизацию знания; иррационалисты же настаивают на субъективистском подходе. Коротко позицию иррацоналистов можно выразить словами "война - это безумие". А раз безумие, то нечего там искать какие-то основания. объясняется иррциональная природа войны по разному. Где-то упор идёт на иррационально-агрессивное начало в человеке, такие взгляды смыкаются с психологическими теориями войны, где-то подмечают безумность устройства человеческого общества и процесса общения между людьми, неизбежно порождающих конфилкты, а значит и войны.

ПОЗИТИВИСТСКИЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ. Позитивизм, как пишут авторы энциклопедии, "призывает к нейтральности, бесклассовости, беспартийности философии и идеологии вообще, к поискам 'третьей линии'". Позитивисты направления политического реализма, например, считают что политика, и война, ка кеё орудие составляют особую сферу социальных отношений, независимую от экономики и нравственности. Война рассматривается как следствие нарушения политического равновесия и как средство его восстановления.

ТЕХНИКО-ИНДУСТРИАЛИСТСКИЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ считают, что "все войны от ума", то есть, опираясь на концепцию технического детерминизма, видят истоки войн в научно-техническом прогрессе. Войны, как считается в этой теории, есть автоматический результат стихийного накопления оружия. Вероятно, примером подтверждающим эту теорию, должно быть возникновение Первой мировой из "дредноутной гонки" между Англией и Германией. Оборотная сторона технико-индустриальных теорий : апология войны. Война балансирует общество, производство оружия обеспечивает занятость населения и служит дальнейшему научно-техническому прогрессу (который вызывате новые войны).

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕОРИИ ВОЙНЫ истоки войн находят в "божье воле". Войнами бог карает нерадивых грешников, воздаёт праведникам, и т.п. Так в статье не приводят ни одного имени, я не до конца уверен, что такие теории действительно существуют, а не вудуманы авторами.

МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ВОЙНЫ отдельно н разбирается, так как это единственно-верная теория, то её основы изложены в статьях "ВОЙНА", "ПРИЧИНЫ ВОЙН" и "ИСТОКИ ВОЙН". Марксисты полагают, что война имеет классовую природу, то есть явление историческое и социальное. Источником войн являются противоречия классовых обществ, войнна средство разрешения этих противоречий, а первопричины противоречий лежат в сфере экономики.

Например, войны в эпоху империализма порождаются неравномерностью развития основных империалистических держав, что, как я понимаю, приводит к противоречиям между силой государства и его местом в системе международных отношений. Отдельно выделяется "главное противоречие эпохи" - между капитализмом и социализмом. Война против социалистического государства вероятно имеет особую, идеологическую природу.
Tags: философия войны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments