?

Log in

No account? Create an account
Вынося из комментов - Книга бревна [entries|archive|friends|userinfo]
Книга бревна

[ картинки | галерея ]

Вынося из комментов [May. 14th, 2010|12:07 am]
Книга бревна
[Tags|]
[dow |10,782.95]

Есть очень распространённое мнение, что во время Войны положение с горючим в СССР было заметно получше, чем в Германии. Типа СССР добывал многия нефти в обоих Баку (даже в самый тощий год - 18 млн.тонн), а у немцев было только маленькое Плоешти в далёкой Румынии (даже в самый жирный год не более 6 млн.тонн).

По поводу добычи всё верно. А вот по поводу горючего... В подготовленном после войны докладе начальника тыла Красной армии приводятся такие данные по расходу горючего во время войны:
1941 - 1680 тыс.т (второе полугодие)
1942 - 2662 тыс.т
1943 - 3261 тыс.т
1944 - 3846 тыс.т
1945 - 1910 тыс.т (первые пять месяцев)

В книжке "промышленность Германии в годы Второй мировой войны" даются такие цифры по расходу горючего Вермахтом:
1940 - 3005 тыс.т
1941 - 4567 тыс.т
1942 - 4410 тыс.т
1943 - 4762 тыс.т

Цифры не совсем сравнимые, расход по СССР дан без флота, а по немцам - с флотом. Но флот дает невеликую добавку, и можно смело утверждать, что расход горючего за войну в вооружёных силах СССР и в Вермахте был примерно одинаков (в СССР, при этом, чуть меньше). А добыча нефти в СССР была в разы больше.

Почему так? Причина двояка. Во-первых нефтепереработка в СССР шла в основном по старым, докрекинговым, технологиям и выход бензина был невелик. Во-вторых немцы не были столь зависимы от румынской нефти, как это принято считать. В 1941 году значительную часть потребления составил расход запасов, захваченных в европейских странах, а к 1943 году вышли на полную мощность заводы синтетического горючего, которые далее и давали основную массу немецкого бензина. Реальные проблемы с обеспеченностью моторным топливом у немцев начались после того, как американцы разбомбили эти заводы, т.е. уже в конце 1944 г.

Такие дела, да.

Подробнее: http://journal.kurtukov.name/?p=80
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: motodenisio
2010-05-14 04:41 am (UTC)
но не учитывается количество механизированных войск, которых в германии было 41-42 да и наверное в 43 больше.
соответственно большее количество потребление топлива тем же количеством войск.
большее количество авиации в 41-42 чем у СССР.
а также наступательный ход войны войны для германии в 41-42 году что создавало трудности снабжения войск
да и фразы "по расходу горючего Вермахтом:" и "а по немцам - с флотом" плохо состыковываются.
так потребление всеми войсками или вермахтом?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dr_guillotin
2010-05-14 05:51 am (UTC)
но не учитывается количество механизированных войск, которых в германии было 41-42 да и наверное в 43 больше.

Больше в чем? В штуках соединений у СССР и в 1941 г., и в 1943 г. механизированных войск больше. Правда соединения у немцев пожирнее по своей численности.

большее количество авиации в 41-42 чем у СССР.

Тут скорее не штуки самолетов надо считать, а кол-во боевых вылетов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: monetam
2010-05-14 05:24 am (UTC)
Да, а вот поинтересоваться процентным соотношением "природного" и " синтетического" бензина ( по годам) можно ? Фраза " вышли на полную мощность" слишком общая.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - (Anonymous) Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: paidiev
2010-05-14 05:25 am (UTC)

А почему Вы не упомянули главный источник?

1. Главным источником нефти для Гитлера был реэкспорт через нейтралов. Через Швецию, Испанию, Португалию. Помню видел табличку в 40-41 гг. Получил из СССР 900 тыс тонн, и 2 млн. из Швеции, ьолее 2 млн из Португалии, 2 млн из Испании.
2. самые большие проблемы начались у Гитлера после потери заводов синтетического горючего в Силезии и Румынии.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: allin777
2010-05-14 06:16 am (UTC)

Re: А почему Вы не упомянули главный источник?


"...Помню видел табличку в 40-41 гг. Получил из СССР 900 тыс тонн, и 2 млн. из Швеции, ьолее 2 млн из Португалии, 2 млн из Испании..."

У вас опять фантазии? Табличку вы конечно посоветуете искать в Гугле... )))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: cyclolife
2010-05-14 05:40 am (UTC)
> Есть очень распространённое мнение, что во время Войны положение с горючим в СССР было заметно получше, чем в Германии

Положение с высокооктановым авиационным бензином в СССР было очень тяжелым.

Заявка НКО на высокооктановые авиабензины составляла по Б-78 2.656 тыс. т, по Б-74–985.189 тыс. т, авиабензина Б-70–600 тыс. т, других авиабензинов — 284 тыс. т, автобензина — 4.735 тыс. т, дизельного топлива — 1.629 тыс. т.

Мобилизационным планом народного хозяйства на 1941 военный год было предусмотрено поставить НКО 174,5 тыс. т авиабензина Б-78. При наличии в неприкосновенных запасах НКО 56,9 тыс. т этого типа бензина обеспеченность годовой потребности составляла менее 22,5%. По другим типам бензинов потребность НКО планировалось обеспечить (с учетом использования наличных неприкосновенных запасов) по Б-74 на 28,6%, по Б-70 и РБ-70 — на 98,8%{297}. Но Б-70 и РБ-70 использовались в основном на устаревших типах самолетов, и основная доля потребностей по ним приходилась на учебные части и курсы усовершенствования.

Мелия А.А. Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР. -- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
http://militera.lib.ru/research/melia_aa/10.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: paidiev
2010-05-14 06:07 am (UTC)

Он почти целиком шёл из США.

Под конец войны, с 1944 все истребители советского производства летали на форсированных двигателях. Это снижало моторесурс более чем в два раза и требовало выскокачественного бензина. На 95% он шёл из США.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: alexsh25
2010-05-14 06:07 am (UTC)

Спасибо, интересно!

Тогда в чем причины постоянных жалоб немцев на нехватку горючего?

Или по причине более интенсивного использования техники у немцев малейший перебой становился критическим? Или после потери стратегической инициативы запасы горючего оказывались не там, где в нем возникала повышенная потребность?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sprachfuehrer
2010-05-14 06:13 am (UTC)

Re: Спасибо, интересно!

смею предположить, что военные жалуются всегда :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mad_mortigen
2010-05-14 06:19 am (UTC)

по поводу флота

а как же тысячная армия подводных лодок - поди соляр весь на них уходил потому и дизели в сухопутных войсках широко не внедряли
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: e_c_r_d
2010-05-14 12:47 pm (UTC)

Re: по поводу флота

Дизели были в сухопутных. Опель блиц грузовик -- дизельный. Другое дело, что танков дизельных не было.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sprachfuehrer
2010-05-14 06:22 am (UTC)
плюс немцы накопили запасы еще до 1940 г., которые постепенно истощали
плюс добывала нефть на оккупированных территориях (за исключением ссср - порядка 900 тыс. тонн в год, половину - в Польше)

с 1941 по 1943 румыния (включая прямые поставки нефти вермахту) покрывала от 82 до 96% немецкого импорта нефти, а весь импорт в свою очередь - четверть всего суммарного поступления нефти.

о военном периоде см. монографию Eichholz. Krieg um Öl
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: allin777
2010-05-14 06:32 am (UTC)

Нужно было Сталину действительно, не Буковину и Бессарабию у румын забирать, а к Плоешти ломиться. Лоханулся, усатый. )
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: b_graf
2010-05-14 09:32 am (UTC)

входит ли

в советское потребление авиатопливо, поставляемое по ленд-лизу ? Также случаем не известно ли, какую долю от общих расходов горючего в стране составляли военные расходы его в СССР и Германии ? Т.е. надо знать еще, сколько же всего жидкого топлива было в распоряжении этих стран. Вопрос навеян потреблением горючего Кр.Армией за второе полугодие 1941 г.: ведь АФАИК добыча нефти была рекордной в это время, и по идее выработка горючего должна быть более значительной (даже с учетом более низкого % выхода). Может, оно не было востребовано Кр.Армией, или же где-то есть дополнительные данные об уничтоженном горючем, не включенном в число расхода (и за другие годы тоже, скажем - 1942-й) ?
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-05-17 05:29 am (UTC)

Re: входит ли

Также случаем не известно ли, какую долю от общих расходов горючего в стране составляли военные расходы его в СССР и Германии ?

-------

По СССР (первая цифра - общие поставки от отечественной промышленности, вторая - в т.ч. в НКО и НКВМФ), тыс. т:

1) Автобензин:
1940 3060,7 576,4
1941 2702,4 1035,3
1942 1862,3 1206,1
1943 1817,0 1226,4
1944 2424,0 1736,3
1945 2718,2 1410,0

2) Авиабензин:
1941 912,2 828,6
1942 926,7 840,2
1943 1024,2 999,6
1944 1316,6 1289,0
1945 947,5 910,1

3) Дизтопливо:
1940 315,8 26,0
1941 430,8 175,0
1942 414,0 230,6
1943 441,8 281,4
1944 431,9 218,6
1945 642,2 236,5
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: awind
2010-05-14 10:25 am (UTC)
цифры расхода сами по себе ни о чём не говорят. что-то говорит только расход в сравнении с потребностью (даже не с производством). ну и то что по разным видам топлива картина может меняться радикально здесь уже сказали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2010-05-14 11:44 am (UTC)
Кому как. Кому говорят, кому не говорят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dosenoffner
2010-05-14 01:38 pm (UTC)
Интересные цифры. В связи с этим возникает вопрос, эти "18 млн.тонн" нефти в большинстве перерабатывались в "3 млн.тонн." горючего или же часть оставалась предположим в качестве "запаса"?

И какой крекинг имеется в виду? Термический в СССР применялся, Шухов как никак изобрел. Но какова была его доля, не знаю.
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-05-18 04:58 pm (UTC)
(http://www.radikal.ru)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: patetlao
2010-05-14 01:55 pm (UTC)

спасибо

не знал, что роль Лойны была всё же так значительна.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2010-05-14 02:04 pm (UTC)
А какова реально была доля венгерской нефти, особенно в конце войны?

PS: Доктор, меня все игнорируют :-))

Edited at 2010-05-15 05:40 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: agasfer
2010-05-14 06:46 pm (UTC)
Да, еще, если не трудно, прокомментируйте насчет "Мозельского бензина." В Армагеддоне Хастингса упоминается, как "лиловая смесь бензина со спиртом, использование которой вынуждало экипажи прогревать выхлопы горелкой."
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2010-05-15 03:12 pm (UTC)

Но флот дает невеликую добавку

особенно подводный флот Германии :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fat_yankey
2010-05-15 07:52 pm (UTC)

Re: Но флот дает невеликую добавку

Это про советский флот сказано, умник.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)